Толчком стала трагедия. В ноябре в автокатастрофе погибла студентка факультета филологии и журналистики Мурманского педуниверситета. Смерть друзей - всегда большое потрясение, тем более смерть в юном возрасте, когда человек лишь в самом начале своей, казалось бы длинной, и интересной дороги. И вот эта жизненная дорога оборвалась на обычной, городской... Несчастье глубоко взволновало сокурсников девушки. И заставило задуматься - было ли оно неизбежным, что они могут сделать для того, чтобы подобное не повторилось?

Студенты третьего курса, будущие журналисты, провели целое исследование, стремясь понять причину столь частых аварий на мурманских дорогах. А недавно ребята затеяли городскую студенческую пиар-акцию под названием "Дорога по Тебе не заПлачет". Если сложить прописные буквы, получится тревожная аббревиатура - ДТП...

Начальным этапом акции стал "круглый стол", за которым собрались не только студенты и преподаватели вуза, но и представители органов власти, ГИБДД, городского родительского совета и другие участники. Стержень разговора был таков: с одной стороны, нужно совершенствовать законы, а с другой, яснее, ярче, убедительнее объяснять людям, водителям и пешеходам, что эти законы написаны в их же интересах, что соблюдение несложных в общем-то правил поможет уберечься от большой беды. И объяснять прежде всего молоджи.

А это не так просто. Правила дорожного движения нарушаются сначала в голове и только потом на дороге... У многих же молодых людей, как отметила в своем выступлении специалист областного управления по делам молодежи Ольга Покровская, сложился негативный стереотип. Мол, соблюдать правила дорожного движения, например, пристегиваться ремнями безопасности, соблюдать ограничения скорости, даже переходить перекресток на "зеленый" - все это, как говорится, "не круто". Значит, задача стоит так: сломать нынешний стереотип, убедить молодых людей, что и пешеходу, и водителю вести себя на дороге, как положено, - не только безопасно, но и современно.

Специалист областного комитета по образованию Елена Огнивчук отметила, что статистика противоречива. С одной стороны, отмечен спад количества нарушений ПДД, в которых пострадали ребятишки. С другой же, детский травматизм вырос вдвое. Выходит, нарушений меньше, но последствия тяжелее... Самое опасное время - с 7 до 9 утра, когда ученики идут в школу, и с 12 до 14 - когда возвращаются домой. Наибольшее количество ДТП происходит в среду и субботу, а самые опасные месяцы - с сентября по декабрь. Также были выявлены самые "аварийные" улицы, среди них лидирует проспект Героев-североморцев, где очень много перекрестков, которые пересекают школьники.

Начальник управления ГИБДД области Александр Глебов сообщил, что ежегодно на дорогах страны гибнут более тысячи ребятишек. По его мнению, самый большой вклад в предотвращение этих бед могут внести семья и школа. Именно там - первые, а значит главные, учителя ребенка. именно там он черпает примеры поведения в повседневной жизни, в том числе и на дороге.

Развивая эту тему, студент МГПУ Алексей Осетров привел данные своего исследования. По его наблюдениям, сейчас школы стали уделять больше внимания воспитанию в детях осмотрительности на дороге. Им показывают видеофильмы, в которых рассматриваются возможные последствия нарушения правил движения; проводят игры, помогающие почувствовать себя в роли как водителя, так и пешехода; изучают с ребятами план дороги до дома, указывая перекрестки и надписывая, как на них нужно себя вести. В учебных заведениях устанавливаются специальные площадки с магнитными досками и моделями машин, пешеходов и дорожных знаков. В общем, немало делается для того, чтобы ученики осознали важность соблюдения правил. Ведь "двойку" в дневнике исправить можно, а на дороге - нет.

Об имидже и пропагандистских усилиях ГИБДД на встрече говорил пиар-менеджер Сергей Згазинский. По его данным, нововведения законодателей в этой сфере, деятельность автоинспекции, дорожно-транспортные происшествия мало освещаются в СМИ. Чуть лучше дело обстоит с наружной рекламой: в городах области прибавилось щитов с призывами пристегнуться, пропустить пешеходов или сбросить скорость. Но этого недостаточно. Правда, в нынешнем году ГИБДД впервые получит средства на рекламу из федерального бюджета, и есть надежда на то, что это тоже внесет свою лепту в изменение поведения участников дорожного движения.

Конечно, одна встреча не может как-то заметно повлиять на ситуацию. Но ведь капля и камень точит. "Круглый стол", организованный студентами МГПУ, - это лишь первый этап акции. В дальнейших планах - различные конференции и конкурсные мероприятий, причем не только в рамках одного вуза. Студенты надеются, что все это поможет многим задуматься о своем поведении на дорогах. А задуматься - это первый шаг к тому, чтобы поступить правильно.

Мария АМБУЛОВА