Можно ли потерять судно в закрытой акватории, под охраной береговой войсковой части Северного флота, да еще при строгом контроле оперативного дежурного? Скажете: нет, мол, на то она и закрытая зона, чтобы чужие там не плавали. Также думало и руководство одной из мурманских рыболовецких компаний. Оставило там судно, а через некоторое время его там не оказалось. Обнаружилась пропажа в порту Мурманск, арестованное пограничниками. Именно стражи границы и отбуксировали его в Кольский залив. Так и стоит теперь это суденышко у причала рыбного порта. И радо бы к хозяину вернуться, но... С определением хозяина загвоздка вышла. Пограничники никак не соглашаются с представленными документами, решив, что владелец судна сам нарушил закон "О границе", что придает этой истории совсем другой поворот. Разобраться в ней теперь пытается арбитражный суд Мурманской области.

Именно в его адрес пришел иск компании "РИКО-Фиш" к пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области. Коммерсанты требуют, как написано в исковом заявлении, "признания незаконными действий Пограничного управления по задержанию, транспортировке и удержанию судна РМН 10-30 и обязании передать судно владельцу".

А началось все летом прошлого года, когда пограничники, сотрудники областного УВД и УФСБ Северного флота проводили операцию "Путина 2007". Пока проходило задержание промыслового судна с неучтенной рыбой на борту, пограничники обратили внимание еще на два маломерных плавсредства. Причем были те без опознавательных знаков, флагов страны и экипажа на борту - такие "Летучие Голландцы". Причем в закрытой зоне - районе полигона размагничивания судов Северного флота!

Как сейчас пытаются доказать коммерсанты, все было по закону. Подписали договор, правда, без номера, с войсковой частью на право стоянки их судов на пирсе для проведения ремонта. А потому и прошли в закрытую зону с разрешения оперативного дежурного.

Пограничники в свою очередь объясняют. Мол, запрашивали мы этого оперативного дежурного - знает ли он об этих судах. А в ответ...

На запросы конфликтующих сторон в суд поступили сразу два документа. В одном говорится, что судно прошло с разрешения военных. В другом, что они знать не знают ни о каком судне, то бишь - оно нарушитель. А значит - пограничники действовали в рамках своих полномочий - отбуксировали неизвестное судно в первый открытый порт для дальнейшего разбирательства.

Суд длится уже третий месяц. Ни одна из сторон не идет на уступки. Каждая стоит на своем. Рыбники считают, что были нарушены их святые права собственности. А пограничники абсолютно уверены в правомерности своих действий.

Окончательное разбирательство еще впереди. Теперь сам суд будет запрашивать войсковую часть Северного флота - а было ли судно? И если да, то, на каком основании.

Только при получении этого, уже третьего ответа, у судьи будет основание вынести решение по иску. А пока - перерыв, до 21 апреля.

Пока суд да дело, судно стоит у причала. Причем сотрудники государственной инспекции по маломерным судам по просьбе руководства "РИКО-Фиш" зарегистрировали это плавсредство, как прогулочное судно и присвоили ему новые регистрационные номера. Вот только на какую прогулку и когда оно выйдет?

Татьяна АБРАМОВА