До боли знакомая многим автовладельцам картина: встал по утру, подошел к окну, глянул на место стоянки своего железного коня - а россинанту уже приделали ноги! Вызов полиции, лихорадочные поиски... Порой они приводят к положительным результатам: или машину находят случайно, брошенную, когда угонщики просто позаимствовали ее, чтобы покататься. Или во время постановки на учет уже новыми хозяевами, которые и ведать не ведали, что приобрели чужое имущество с перебитыми номерами. В прочих же случаях автомобиль прекращает свое функционирование, будучи разобранным на запчасти.

Угоны - это большая проблема. Вот взять хотя бы столицу нашей Родины Москву. Сухие цифры полицейской статистики отмечают, что только за прошлый год в белокаменной количество угоняемых транспортных средств в сравнении с 2010 годом увеличилось почти на десять процентов. Не уменьшилась тенденция и в году нынешнем: только за первые три месяца в Москве угнали 2625 автомобилей, что на 11% больше, чем за тот же период года прошлого.

Специалисты видят причину роста количества угонов, во-первых, в финансовом кризисе, а во-вторых, в увеличении числа мест, куда можно без особых трудов продать украденные машины. Так, если раньше похищенные автосредства переправлялись на Урал, Кавказ, в Беларусь, в Сибирь и в некоторые европейские страны, то сейчас краденое идет в Китай и в государства Средней Азии.

23 мая в Мурманске прошла встреча российских криминалистов со своими финскими коллегами, специализирующимися как раз на борьбе с угонами.

- Это мероприятие проводится по линии Интерпола в рамках приграничного сотрудничества между правоохранительными органами России и Финляндии, - сообщила начальник экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УМВД РФ по Мурманской области полковник полиции Екатерина Лушина.

В работе приняли участие полицейские Мурманской области и Финляндии, а также представители из других российских регионов: Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Пскова и Карелии. Помимо криминалистов были приглашены и специалисты из других правоохранительных структур Мурманской области: следственного комитета, таможни, ГИБДД.

Ситуацию в нашем регионе с угонами Екатерина Лушина охарактеризовала как стабильную и контролируемую. Но отметила, однако, что не проходит и недели, чтобы на территории Кольского полуострова не пропадали автомобили. Пускай не сотнями и не десятками, но тем не менее... Большее число похищенного удается найти. Вычисляются и те машины, что были угнаны в других регионах и всплыли у нас. Такие обычно выявляются при постановках на учет. Интересная деталь: чаще всего эти авто находились в розыске почему-то в Химках.

Перед собравшимися участниками встречи выступил и эксперт-криминалист Центральной криминальной полиции (ЦКП) Финляндии господин Яри Тииайнен. Про таких говорят: крепкий профессионал. Подтверждает эти слова и его послужной список: в полиции он уже двадцать четыре года, из них последние четырнадцать лет трудится в ЦКП на ниве борьбы с автомобильной преступностью. Он рассказал, что угоны - головная боль и для его страны. Однако за минувшие десять лет число похищаемых автомашин в стране стало падать. Это во многом результат того, что на транспортных средствах в обязательном порядке производители стали устанавливать системы электронной идентификации, обмануть которые практически невозможно.

- У нас теперь мало воруют новые и относительно новые машины, - пояснил далее финский гость. - А если и похищают, то лишь старые марки, на них подобные системы безопасности отсутствуют. Поэтому сейчас автомобильная преступность растет за счет мошенничества с автостраховками. Портит статистику и организованная преступность - преступные группы стали пытаться приобрести приборы для блокировки электронной идентификации, чтобы затем взломать машину и вывезти в другие страны.

В основном угнанные в Европе автомобили - чаще всего из Германии, Италии и Швеции - уходили в Финляндию, а уже оттуда транзитом через Мурманскую область или государства Прибалтики перегонялись в Санкт-Петербург и далее расходились по всей России. За последние десять лет ежегодно по этому пути уходило до ста пятидесяти транспортных средств. Сейчас ситуация улучшилась - благодаря расширению Шенгенской зоны, активизации действий правоохранительных органов. Поэтому теперь маршрут для краденых автомобилей начал меняться - из Германии он устремляется в Польшу, а оттуда через Белоруссию к нам. Еще одно наблюдение финских полицейских: в последние годы все чаще ими стали фиксироваться случаи, когда растут угоны российских дорогих и престижных авто, которые после перебивок номеров продаются европейцам через сеть Интернет.

И еще один момент. Сейчас в России довольно мягкое законодательство, касающееся наказания автоугонщиков. Многие из них, даже если и не раз совершали эти преступления, отделываются легко. Мол, взял, чтобы прокатиться, хотя понятно, что шел на дело, чтобы перепродать и заработать. В Финляндии же, как заметил по данному поводу господин Яри Тииайнен, если угон совершен внутри страны, то наказание за это небольшое. А вот если в зоне приграничного сотрудничества или тут замешана трансграничная преступность, то оно существенно ужесточается.

Сергей БЕРДНИКОВ.