Свыше двух миллионов рублей за полтора месяца - таков навар телефонных мошенников в Заполярье. С начала года в их сети попались более 70 северян.

Впервые о проделках этих мошенников в Мурманской области заговорили в 2008 году. С тех пор сообщения об их преступлениях стали регулярно появляться в СМИ. Жителей Заполярья предупреждали, что бдительность терять нельзя ни при каких обстоятельствах и любую информацию стоит сначала проверить, а уже потом совершать какие-либо действия. Однако по прошествии пяти лет доверчивых граждан стало только больше. Возросли и прибыли мошенников.

- Аферисты используют разные схемы обмана, а потому ждать от них можно всего чего угодно, - рассказал вчера на брифинге заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД по Мурманской области Афанасий Дереш. - Одна из самых опасных афер - звонки на стационарные телефоны пожилым людям. Как правило, случаются они вечером или ночью, когда внезапный звонок дезориентирует и пугает. Мошенник представляется внуком, а жертва в ответ сама называет имя. Далее в разговор вступает якобы представитель правопорядка и рассказывает суть проблемы. Это может быть ДТП, драка, убийство, наркотики... Зависит от фантазии мошенника. Необходимую сумму, чтобы уладить дело, он требует доставить в определенное место. Как правило, деньги забирает курьер - бывший осужденный, наркозависимый или, например, таксист.

На брифинге было подчеркнуто, что курьер, даже если им станет решивший подзаработать частный извозчик, в дальнейшем также будет считаться преступником, звеном общей цепочки. Он может и не догадываться о содержимом свертка, который соглашается доставить, и уж тем более о криминальной авантюре. Однако по закону курьер является соучастником.

- Также популярен у мошенников менее изощренный и более безопасный способ - попросить пополнить счет, - сообщил Дереш. - Пожалуй, многие получали на свои телефоны смс-сообщения с просьбой пополнить счет. Текст сообщения примерно такой: «Мама, я в беде. Кинь деньги, потом объясню». Отправлять их можно с компьютера, включив рассылку на сотни номеров, а потому раскрывать подобные преступления довольно сложно. Суммы просят небольшие - как правило, в районе тысячи рублей.

Но нередки случаи, когда северяне перечисляют сотни тысяч рублей со своих банковских карт на чужие счета. Поводом становятся все те же звонки и эсэмэски: «Ваша карта заблокирована!», «Заявка на перевод денежных средств принята!», «Платеж одобрен, подробности по телефону», - и так далее.

- Доверчивому гражданину, позвонившему на указанный номер, отвечает якобы представитель технической службы или службы безопасности банка. Какого именно - уточняют редко. Мошенники просят подойти к ближайшему банкомату, войти в меню оплаты номеров мобильной связи и набрать ряд цифр, - уточнил Афанасий Дереш. - Люди звонят в свой банк с вопросами о случившемся уже после перечисления денежных средств. Только тогда они и узнают о том, что стали жертвами мошенничества. А сотрудники банка в очередной раз им напоминают, что подобных смс-сообщений и звонков быть в принципе не может - все это дело рук преступников.

По этому же принципу орудуют мошенники, рассказывающие о призах, всевозможных акциях операторов сотовой связи или компенсациях за биологически активные добавки (БАД). В последнем случае суммы, о которых говорят аферисты, на самом деле весьма соблазнительны. Так, например, человек заказал себе БАДы и получил их на почте. Вскоре после этого ему звонит якобы представитель министерства здравоохранения и говорит, что товар оказался подделкой и покупателю положена компенсация - от 150 тысяч рублей. Только получить ее, мол, сразу не получится, сначала нужно перевести на определенный счет подоходный налог с этой суммы.

- Как и прежде, самым удобным для телефонных мошенников оператором связи является компания ОАО «Вымпелком», поскольку ее сим-карты можно использовать как дебетовую карточку. Однако это не означает, что сотрудники сотового оператора идут навстречу преступникам. Как раз наоборот, они пытаются отговорить клиентов от перевода крупной суммы на номер, зарегистрированный в другом регионе, - прокомментировал Афанасий Дереш. - В России была ситуация, когда мужчина, желающий получить компенсацию за БАДы, не слушал предупреждения сотрудника «Вымпелкома». В горячке даже потребовал администратора и стал утверждать, что права пользователя ущемляются. Уж не знаю, добился он перевода денег или нет, но случай весьма показательный. Операторам компании в некоторых случаях удается уберечь жертв от мошенников, однако порой жажда легких денег берет верх над здравым смыслом.

Алексей ОСЕТРОВ