На том конце провода
- Ба, привет.
- А кто это?
- Ты что, бабушка, меня не узнала? - с легкой укоризной произносит псевдовнук.
- Сережа, ты, что ли? - пристыженная старушка (надо же, собственного внука не признала) спешит реабилитироваться.
Разговор, как под копирку, повторяется вновь и вновь. Меняются лишь имена: Сережа, Ваня, Женя, Марик... Каждая бабуля радостно называет имя своего родного внука, который, признаться, так редко ей звонит, а еще реже заходит, что ошибиться с голосом немудрено.
Бабушкам, дедушкам звонят «внуки», сообщают, что попали в неприятную ситуацию, срочно нужны деньги («Только пусть это останется между нами. Никому не говори. Отдам, как только все улажу»). Огорченные старички (надо же, беда какая приключилась) прямо-таки опрометью кидаются на помощь. А вымогатели еще и подгоняют: «Когда перешлешь деньги? Надо срочно. Я жду». И растерянная бабулька, которая уже прикидывает, где бы взять запрошенные 15 тысяч, виновато объясняет, что деньги еще собрать надо по соседям да знакомым. «Внучок» милостиво соглашается, но предупреждает: промедление, мол, смерти подобно.
Ну 15 тысяч - сумма небольшая, бывали случаи, когда пройдохи разводили стариков на миллионы.
Во время недавнего круглого стола, организованного региональным координационным советом сторонников «Единой России», собравшиеся обсудили вопрос защиты старшего поколения от мошеннических дей-ствий. В мероприятии приняли участие депутаты областной думы и горсовета Мурманска, представители правоохранительных органов, общественных организаций, партийный актив.
Пожилые северяне, особенно одиноко проживающие, зачастую становятся легкой добычей проходимцев. Собрать актуальную информацию на эту тему, разработать эффективный механизм информирования старшего поколения о подобных случаях, которые заметно участились в последнее время, - такую задачу ставят перед собой сторонники партии.
Участникам круглого стола предложили прослушать телефонные разговоры мошенников с пожилыми людьми. Обманщики действовали профессионально, роль свою играли как по нотам. Говорили тихим, задушевным голосом. Вот жулик упрекнул пенсионерку, что она не узнает внука, и бабушка тут же выдает имя. Вот по-дружески предупредил ее никому ничего не говорить, и польщенная редким вниманием внука (пусть хоть с просьбой о деньгах) бабулечка готова горы свернуть, чтобы помочь. Затем он называет требуемую сумму, выжидает реакцию и мягко, но настойчиво просит поторопиться, заботливо указывает, как отправить средства.
И если бы пожилая женщина могла через километры, а может, сотни километров, увидеть своего якобы Сережу, Ваню, Женю, Марика, то потеряла бы дар речи. Ведь на том конце провода - чужой дядька, как правило, сидящий в тюрьме и оттуда запускающий свои загребущие руки в стариковские кошельки.
А вот и настоящая дочка
Начальник отдела организации дознания УМВД России по Мурманской области Денис Колесников предупредил собравшихся, что электронные сервисы, которые облегчают нам жизнь, дают возможность шарлатанам все более изощренно обманывать граждан. И самые незащищенные слои населения - это люди преклонного возраста, которые новыми технологиями владеют слабо.
Кроме того, преступники бессовестно пользуются такими благородными чертами характера старшего поколения, как безотказность, стремление прийти на выручку. Ну а если пожилой человек живет один, если его редко навещают родные, то, конечно, он радуется и безоглядно верит, что ему позвонил внук. Как правило, рассказал Денис Колесников, выезжая на такие преступления и спрашивая у пострадавших, знали ли они о таком способе вымогательства, слышишь: мол, знали, но поверили этому мягкому интеллигентному голосу.
А ведь не следует сразу называть имя внука. Специалисты рекомендуют тут же перезвонить родным, убедиться, все ли у них в порядке. Один пожилой человек, присутствовавший на этой встрече, предложил пользоваться в семейном кругу системой паролей. Спросить у по-звонившего пароль, не ответит, значит, разговор окончен. Вот только с памятью у старичков не очень. Ну как забудет бабуля или дедуля пароль? Советуют также почаще встречаться, беседовать по телефону с близкими. Чтобы не было сомнений, кто звонит.
Прозвучал и такой пример: пожилой жительнице Мурманска поступил звонок от дочери: дескать, попала в ДТП, нужны деньги и так далее. В это время настоящая дочь входит в квартиру, видит, как взволнованная мама, прижав трубку к уху, что-то записывает. Дочка ходит туда-сюда мимо матери, ставит чайник. Родительница смотрит на нее рассеянным отстраненным взглядом и вдруг... приходит в себя: какие деньги, какое ДТП? Вот она, дочка, перед ее глазами. А кто же тогда с ней сейчас разговаривает? Так что не надо впадать в панику и погружаться в отчаяние, теряя связь с действительностью.
95 процентов преступлений подобного рода совершают жители других регионов. Мошенники, как уже говорилось, могут сидеть в тюрьме, причем весьма далеко от Кольского Заполярья. А если они все же пойманы в Мурманской области, взять с них, как правило, нечего: всё, что вымогают, тут же тратят. Квартиры у них съемные, автотранспорта нет...
Кто хочет стать миллионером
Говорили на встрече также о случаях, когда жулики под видом сотрудников Пенсионного фонда или социальных служб ходят по квартирам и в доверительных беседах выведывают у пожилого человека сведения: есть ли у него родственники, как часто навещают, какой размер пенсии, просят показать банковскую карту и так далее.
Председатель регионального отделения «Союза пенсионеров России» Ольга Аленина рассказала, что их общественная организация ведет группы по обучению пользованием Интернетом, в том числе сайтом гос-
услуг. На этих занятиях просто вдалбливают подопечным, чтобы ПИН-код пластиковой карты никому не сообщали, саму ее никому не передавали. Прозвучала также информация о том, что сейчас идет волна мошенничества через Всемирную паутину, особенно на сайтах покупки-продажи. При этом авантюристы обманывают не только пожилых, которые, кстати, на эти сайты не всегда и заходят, а посетителей любого возраста.
Один молодой мужчина, образованный, грамотный, признался, что оказался однажды облапошенным женщиной в магазине, которая собирала средства якобы на лечение больного ребенка. Люди у нас отзывчивые, деньги давали, дал и он. Потом подумал и спросил: кто да что, где да как? Выяснилось, женщина не имеет даже регистрации, а деньги собирает по доверенности какой-то тети из другого региона. А ведь здесь все было просто, без всяких высоких технологий.
Можно также напороться на мошенников в... очередях в поликлиниках. О чем только не поведает бабушка, обрадованная вниманием участливого пациента, ожидающего, как и она, своей очереди в кабинет врача. Бесхитростно расскажет все: и с кем живет, и от чего лечится. А потом вдруг ей звонит домой «доктор», который сообщает, что найдена панацея от ее болезней. И, как сами понимаете, необходимо перевести некую сумму.
А еще пожилые люди неожиданно получают сообщение о свалившемся на их голову наследстве от неизвестного родственника за рубежом, который оставил бедному российскому пенсионеру несколько миллионов долларов. Чтобы получить причитающееся, надо всего лишь внести тысяч 100 долларов для покрытия расходов, связанных с принятием наследства. И ведь верят наши соотечественники в несуществующего родственника и миллионы долларов, даже документы начинают готовить.
Действует еще так называемая многоходовка, схема, когда одного человека разводят несколько раз. После первого обмана раздается звонок якобы из прокуратуры, полиции или другой солидной организации: мы знаем, что вас обманули, мы вам поможем. И надувают снова.
Кстати, наши граждане бдительность тоже проявляют, правда, гонят иногда из своего жилища не услужливых пройдох, втирающихся в доверие, как лиса к зайчику в известной русской сказке, а волонтеров, которые на самом деле с благими целями ходят по квартирам и несут полезную информацию. Их обзывают мошенниками и не пускают на порог.
Дискуссия была очень жаркая. Немало поступило предложений о том, кого, когда и где информировать. Кстати, и как:
- Надо учитывать особенности пожилого возраста. Многие люди плохо слышат, поэтому, если информация идет по радио или телевидению, говорить следует четко, внятно, а то ведь зачастую сплошной бубнеж. Монотонно бубнят, бубнят, а о чем, не понять, - высказался один из представителей старшего поколения.
И действительно, не читает же диктор скороговоркой сказку в передаче «Спокойной ночи, малыши!». Детская аудитория требует эмоций и выразительности. Так и со стариками: не бубнить, а внятно и доходчиво, как своей бабушке, втолковывать с экрана телевизора или по аудиоролику в общественном транспорте и про псевдовнуков, и про ПИН-код, и про то, что сотрудники Пенсионного фонда не ходят по домам подопечных.
В то же время у пожилых людей должно быть место для встреч - клубы, общественные организации. Чтобы истосковавшиеся в одиночестве по человеческому слову, они не впускали прохиндея в квартиру, не показывали ему радостно свою банковскую карту, которую «надо сфотографировать, чтобы перевести на нее некоторую сумму - подарок от Пенсионного фонда». Это как раз сказки от мошенников из цикла «Беспокойной ночи, старики».
Нужна громадная просветительская работа, чтобы не попадались вновь и вновь окружающие в сети лохотронщиков. С этим согласились все участники круглого стола.
- Учтем все предложения и сделаем большой информационный комплекс, - заверила, подводя итог заседания, председатель регионального координационного совета сторонников партии, член общественной палаты Мурманской области Юлия Величко.