Книги - попутчики и помощники

«10 VIII 1948 Елатьма. Завтра уезжаю в Казань - Мурманск. Н. Трунин.» Эту запись можно увидеть в одной из книг фондов Мурманской областной научной библиотеки.

Интересны как личность владельца, так и история издания, увидевшего свет в 1943 году. Начнем с хозяина. Это Николай Петрович Трунин - педагог, заслуженный учитель школы РСФСР, библиофил, подаривший многим библиотекам и музеям страны, в том числе и мурманской «научке», редкие издания. Возможно, надпись в «Хождении по мукам» Алексея Толстого зафиксировала начало нового этапа в жизни ее владельца, за плечами которого на тот момент были учеба в пулеметном училище, фронт, плен, лагерь для репатриантов. В августе 1948 года он приехал в Мурманск, где затем прожил более 50 лет.

Теперь о самой книге. Знаменитая трилогия, последнюю часть которой автор завершил 22 июня 1941 года, впервые была напечатана полностью в одном томе в 1943-м. Это произведение создавалось на протяжении двадцати лет. Закончив «Хмурое утро», Алексей Толстой продолжил работать над текстом «Хождений по мукам», стремясь привести все части к единому стилю. Текст военного полного издания романа-эпопеи, напечатанный мелким шрифтом в два столбца, считается каноническим.

И это еще не все. В 1943-м за «Хождение по мукам» писатель получил Сталинскую премию первой степени, которую передал в Фонд обороны на строительство танка. В то время он работал над драматической повестью об Иване Грозном, поэтому попросил назвать боевую машину «Грозный». Писательский танк форсировал Днепр и участвовал в освобождении Украины, сражался на румынской земле.

Такую интересную историю нам рассказала специалист отдела библиотечных фондов «научки» Елена Кузнецова. Она подготовила очередную выставку изданий периода Великой Отечественной войны, с которой может познакомиться каждый северянин. В 2020-м - Году памяти и славы - экспозиция уже третья: на первой была представлена историческая литература военного времени, на второй - книги медицинской тематики, имевшие особую практическую ценность для фронта и тыла.

- Эти раритеты всегда беру в руки бережно и с большим уважением, пытаюсь представить, что чувствовал человек, оставшийся один на один с томиком стихов или прозы, в мире, объятом войной, болью потерь, страданием. Как необходима была ему книга, вселявшая надежду и уверенность в победе! - поделилась своими чувствами Елена Кузнецова. - Вот, к примеру, сборники «Родина» 42-го года выпуска и «Русские поэты о Родине» 43-го. В них вошли стихотворения, а также отрывки из художественных произведений, критических и публицистических статей Ломоносова, Сумарокова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Блока, Горького, Маяковского. Патриотические высказывания этих авторов были созвучны военному времени и сыграли большую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с немецкими захватчиками. Эти книги пробуждали великие чувства: любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое, ненависть к врагу и готовность встать на защиту своего Отечества.

С фронта в книгу

Да, произведения литературы звали людей на подвиг. Взять, например, пьесы «Давным-давно» Александра Гладкова и «Русские люди» Константина Симонова, напечатанные в 1942 году.

Текст героической комедии в стихах Гладкова, написанной в 40-м, в первые месяцы войны звучал из уличных репродукторов, а в октябре 41-го в осажденном Ленинграде состоялась премьера спектакля «Питомцы славы», в основу которого легло это произведение. Первыми зрителями стали балтийские моряки.

Пьесу Симонова «Русские люди» печатала газета «Правда» рядом со сводками Совинформбюро, в свой репертуар ее включили многие театры страны. Экземпляр пьесы, хранящийся в фонде библиотеки, ранее принадлежал артисту Мурманского областного драматического театра Виталию Илькевичу, исполнившему в годы войны роль капитана Сафонова. В книге можно увидеть пометы карандашом, которые делал артист во время работы над ролью.

- Первое издание перевода Бориса Пастернака шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра», выполненного во время эвакуации в Чистополе, увидело свет в 44-м, - продолжила Елена Кузнецова. - Государственное издательство художественной литературы выпустило эту книгу с гравюрами известного графика Михаила Пикова. Еще одно издание, связанное с именем Пастернака, - сборник стихов «Земной простор», подписанный к печати в ноябре 44-го года и вышедший в 45-м. В эту небольшую книжечку вошли стихи о войне, среди которых «Смерть сапера», «Разведчики» и «Преследование», написанные в 43 - 44-м годах после поездки поэта на Брянский фронт в составе писательской бригады.

В 1945-м, незадолго до окончания войны, в издательстве «Молодая гвардия» был напечатан также поэтический сборник «Солдатская песня». В него вошли произведения молодых поэтов-фронтовиков, среди которых был и Василий Глотов, спецкор армейской газеты «За правое дело!», один из прототипов образа Василия Теркина. Именно с Глотова художник Орест Верейский рисовал портрет любимого фронтовиками героя поэмы Александра Твардовского. Начинающие литераторы посвятили свои произведения суровым военным будням, мужеству солдат и моряков, героическим страницам Великой Отечественной войны - Сталинградской битве, битве за Днепр, освобождению Крыма.

- Не забывали в годы войны и о юных читателях, - отметила Елена Кузнецова. - Когда-то в фондах мурманской «научки» были «Чудо-дерево» Корнея Чуковского и «Золотой ключик» Алексея Толстого, «Всадник без головы» Майн Рида и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, изданные в сороковых. К сожалению, эти книги не дошли до наших дней. В военной коллекции библиотеки детская литература представлена двумя изданиями «Детгиза»: это «Медвежонок Джонни» Эрнеста Сетон-Томпсона, вышедший в 42-м году в серии «Первая библиотечка школьника», и «Пещера чудовищ» Мориса Ренара из серии «Библиотека фантастики и приключений», изданная в следующем.

Также среди художественной литературы военных лет в фонде библиотеки можно увидеть тома из собраний сочинений Максима Горького и Ивана Крылова, выпущенные в 41-м и 44-м, пьесу «Фронт» Александра Корнейчука 42-го года, сборники стихов Евгения Баратынского, Федора Тютчева и Валерия Брюсова, увидевшие свет в победном 45-м.