Он - актер питерского Малого драматического театра - Театра Европы, где занят в 14 постановках: играет Чехова и Достоевского вместе с Ксенией Раппопорт, Данилой Козловским и Лизой Боярской. А начиналось все в Мурманске, где Евгений Серзин родился и вырос. И начиналось с музыки.
- Вообще я начал увлекаться рок-музыкой и пробовать писать песни в 13-14 лет. У нас был свой «Рок-клуб» который располагался в подвале ростинской школы № 38. Мой друг работал там сторожем, и когда никого не было в здании, то в подвале, где обычно шли уроки ОБЖ, проводились нелегальные концерты, на которых выступали разные группы. И у меня был такой авторский проект: я играл с виолончелистом и скрипачкой, но все это было несерьезно. Зато именно перед отъездом из Мурманска возник псевдоним «Не мой Фро», который отсылает к рассказу Андрея Платонова «Фро». Чуть позже добавились пару последних букв, и получился «Не мой Фронт». Я пел песни и думал, что рок-музыка как раз то дело, которому я бы хотел посвятить себя, поэтому решил переехать в Питер.
Дело в том, что Семен - старший брат Евгения, уже учился в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства у выдающегося театрального педагога Вениамина Михайловича Фильштинского. Брат-то и позвал на вступительный экзамен. Поступил он на удивление легко, и это при конкурсе 89 человек на место.
- А чем же ты был лучше всех? Ведь ты не был поклонником театра и вдруг - раз, проходишь все туры, и тебя берут на бюджет. Природная артистичность или что?
- Я не скажу, что готовился, ведь действительно не планировал туда поступать. Я знал пару стихов, басня и проза у меня не были готовы, мне кажется, помогло то, как я прочитал монолог Буйнова из поэмы «Пугачев» Есенина. Это монолог человека, приговоренного к смертной казни, и, видимо, это как-то связалось с событиями в моей жизни. Актерская профессия - по сути, это представить себя в других обстоятельствах. Очевидно, так сошлось, что это произвело впечатление на комиссию. А следующие туры - в них лишь проверяют: насколько ты обучаем и не сумасшедший ли. Ведь бывает, что подают заявления очень специфичные персонажи, так как артисты - люди с очень подвижной психикой. Когда это становится профессией, ты волевым усилием запускаешь воображение и им владеешь. А есть люди, которые этот процесс не могут контролировать, но на вступительных показывают очень хорошие результаты. Поэтому перед зачислением там есть собеседование с психологами. После началась очень интенсивная учеба, и поэтому на какой-то период возникла естественная пауза в моем музыкальном творчестве. Но спустя год стали появляться новые песни, новый материал. На курсе были музыкальные ребята, которым я предложил собрать наш коллектив. Первый концерт группы «Не Мой Фронт» состоялся 7 января 2010 года - это было в общежитии, где прозвучали пять песен для друзей. Но мы поняли, что это то, что надо.
- Ты хоть и не очень известен по ролям в кино, но постоянно снимаешься...
- Я когда еще учился, суще-ствовала общая база на «Ленфильме». Есть еще несколько студий. Ты делаешь фотографии, относишь их туда. Бывает, что приглашаешь кастинг-директоров или их ассистентов к себе на спектакль. В сериалах я начал сниматься со второго курса. «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Егеря», «Ментовские войны», «Дознаватель» - их было много.
По-настоящему интересных ролей, по словам Евгения, было немного. В первую очередь, он отмечает фильм «Лачуга должника» режиссера Александра Котта. Это фантастика: главный герой пьет эликсир долголетия, а Серзин играет его сына от 17 до 42 лет.
- Такой сквозной персонаж в многосерийном фильме. Сначала это подросток, который живет с матерью, а потом попадает в богему, спивается и решает лететь на Марс. Год назад его снимали, но он пока еще не вышел. Зато уже можно увидеть ленту «В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе» по последнему сценарию Петра Тодоровского, которую снимала его супруга Мира Тодоровская. Премьера была 9 мая этого года. На съемках мы месяц жили в Польше, в замке, у меня роль друга главного героя. У нас была очень крутая компания, я там познакомился с Ириной Пеговой, которая позже снялась в клипе группы «Не Мой Фронт».
- Как ты считаешь, актер должен за все хвататься? Или он должен сидеть и ждать своей роли? Вот Ирина Пегова - снялась в «Прогулке» и «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, а потом стала играть в каких-то проходных сериалах.
- Сложный вопрос. С кино очень много связано материальных моментов, это хороший дополнительный заработок. И, что бы мы ни говорили о великом искусстве, - все равно мы все хотим есть, одеваться и вынуждены платить за коммунальные услуги. Поэтому нет ничего зазорного сниматься в плохих сериалах, гораздо хуже сняться в полнометражной ленте, которая является политическим заказом, где ты - лишь инструмент в пропаганде. Это как «Портрет» Гоголя: продать душу дьяволу или не продавать? Каждый решает сам. С другой стороны, есть масса людей, которым и не нужна «Прогулка» Учителя, и они не поймут это кино. Им нужен сериал, где Маша любит Петю, а Петя любит Машу, и больше их ничего не интересует. И, если там будет сниматься хороший артист, может быть, он хотя бы сможет эту любовную драму передать (смеется). Что касается высказывания «ждать свою роль» - по мне так это тоже очень странная позиция. Потому что очень много актеров, которые жалуются, что сидят без работы. Смотри: у музыканта есть гитара, ему же в принципе ничего, кроме нее, не надо. Конечно, играть в переходе значительно хуже, чем на концерте, но это все-таки играть… И если ты считаешь, что твое призвание играть на сцене, ты всегда можешь сделать моноспектакль, подготовить поэтический вечер. Мне кажется, сидеть и бездействовать куда хуже, чем что-то изменить в первую очередь в себе. Потому что «работа на роль» - это всегда работа над собой. К актерской профессии можно относиться как к призванию, но по факту, на мой взгляд, - это ремесло. Должна ли у актера быть гражданская позиция? Мне кажется, человек просто должен стремиться к самоуважению, и если ты начнешь уважать себя и ценить, то ты начнешь уважать и окружающих. В каждом человеке надо видеть в первую очередь человека и надо понять и принять его таким, какой он есть. В этом и есть залог счастья.