Со сцены - в квартиры

Красный мак является одним из популярных принтов - в одежде, на различных предметах и аксессуарах. Он составляет достойную конкуренцию розе, горошку, ромбам и полоскам. Вы никогда не задумывались, где корни народной любви к этому полевому цветку? Мы нашли ответ в Культурно-выставочном центре Русского музея, и дело оказалось не только в природной красоте представителя флоры.

- Пройдемте на выставку «Балет «Красный мак». Театр на комоде», - пригласила нас в зал заведующая КВЦ Анна Ромашова. - Это результат сотрудничества с музеем «20 лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.». Выставка наглядно демонстрирует, как явление художественной культуры, в данном случае балет, проникает в жизнь обычного человека, украшая ее привычное течение и быт, делая ее более элегантной и утонченной. На первый взгляд, такое влияние удивительно, однако, если задуматься, мы понимаем, что это явление существует и сегодня. Поясню. Премьера балета «Красный мак» на сцене Большого театра состоялась 14 июня 1927 года. И сразу после этого появилось огромное количество предметов, парфюмерной продукции, вышивки - настолько сильное эмоциональное впечатление произвела постановка. Красный мак проник в квартиры и жизнь людей и буквально расцвел.

Балет назван в честь главной героини Тао Хоа - с китайского имя переводится именно как «красный мак». История, показанная танцорами на сцене, перетекла в роспись по фарфору и мелкую пластику, почтовые открытки и марки, вышивки и текстиль, наконец, открылась даже сеть кафе и ресторанов «Красный мак».

- Вполне естественно, что мода также откликнулась на яркое событие культурной жизни: появились одежда в китайском стиле, интерес к растительному орнаменту с мотивами мака, к красному цвету и, наконец, одна из знаковых советских парфюмерных композиций - духи «Красный мак», - продолжила рассказ Анна Ромашова. - Их стали выпускать сразу же, в 1927-м. В оформлении флаконов и коробочек мы наблюдаем китайскую символику, то есть прямой отсыл к балету: шелковые кисточки, надписи, напоминающие иероглифы, Причем очень многие парфюмерные предприятия выпускали такую продукцию. Это «Новая заря», «Северное сияние», «Свобода», Ленинградский мыловаренный завод. Духи надолго завоевали популярность у наших женщин, они пользовались ими вплоть до начала 90-х. В тот период выпускали также пудру, губную помаду и одеколон под этим названием.

Вы спросите: а что же означает словосочетание «Театр на комоде»? Есть у нас ответ и на этот вопрос. Раньше было модно украшать комоды, этажерки, прикроватные столики и другую мебель салфетками, которые вышивали вручную. Одним из любимых образов мастериц с конца 20-х годов прошлого столетия становится красный мак. Доказательства представлены в витринах выставочного зала.

Здесь же можно увидеть изящные фарфоровые статуэтки, изображающие главную героиню балета. Красные маки расцвели и на бытовых предметах. К примеру, на чайных сервизах, тарелках, супницах и соусницах. Некоторые предметы уже вышли из обихода современных людей, поэтому выставка интересна еще и с исторической точки зрения.

О лотосной ножке и «Яблочке»

- Большой раздел выставки посвящен именно балету «Красный мак»: его композитору Рейнгольду Глиэру, чье 145-летие мы отмечаем в этом году, постановкам этого произведения, - сказала Анна Ромашова. - Премьера прошла на ура, и балет стал очень популярен: в течение года его исполнили более двухсот раз. В витринах представлены программки разных годов и фотографии балерин, которые танцевали партию Тао Хоа. Это Галина Уланова, Екатерина Гельцер и другие танцовщицы.

История «Красного мака» уникальна, поскольку связана в том числе и с визитом в Москву китайской делегации в 1949 году. Тогда постановка была даже переименована. Как выяснилось, мак для жителей Поднебесной - вовсе не революционный символ, а напоминание об опиуме, который принес стране множество бед, даже стал причиной двух войн. Представители делегации выразили недовольство, и афишу переделали - они смотрели «Красный цветок»...

- Нюансов было много. Китайский и классический балет ведь различаются, как небо и земля. Например, гостям также не понравились пуанты на ногах танцовщиц. Они восприняли их как намек на традицию китайских аристократов бинтовать девочкам ступни, чтобы создать так называемую лотосную ножку, - пояснила Анна Юрьевна. - Не пришелся по душе и замысел балета. Его либретто таково, что советские моряки, прибывшие в порт Поднебесной, помогают китайским рабочим-революционерам в борьбе за становление республики. Сам Мао Цзэдун не пошел в театр, отправил своего секретаря. Тот вернулся недовольным, дескать, получается, что без помощи советских людей не свершилась бы революция. Еще любопытный момент. Матросский танец «Яблочко» в том виде, который мы знаем, тоже возник благодаря балету «Красный мак»: впервые он был представлен на сцене Большого театра.

Однако, несмотря на такую богатую и интересную историю, балет был забыт на долгие годы. К нему вернулись в 2010 году - сначала на итальянской сцене, а потом Владимир Васильев поставил его в Красноярске.

Возможно, сейчас изображение красного мака уже не так популярно, и все же его можно увидеть и на современных предметах и аксессуарах. Так, знаменитый модный дом Кензо выпустил парфюмерную линию «Красный мак» как дань памяти знаменитой постановке. Флакон напоминает тонкий стебель цветка, который тянется к солнцу...

Познакомиться поближе с историей балета «Красный мак» можно в Культурно-выставочном центре Русского музея. Экспозиция работает до 13 декабря.