Все мы более или менее хорошо знаем историю Мурманска. Знаем, что порт играл ключевую роль в разные моменты истории нашей страны. А вот имена людей, которые определили, что именно в этой точке берега залива должно вестись строительство, наверняка известны далеко не каждому северянину. Сейчас у нас есть возможность восполнить этот пробел - увидела свет книга «Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт».

Как семейный архив стал альбомом

На этой неделе состоялась презентация издания, на которую были приглашены Юрий Ляхницкий и Владимир Наливайко, внуки Валериана Ляхницкого и Георгия Наливайко - людей, возглавлявших портовые изыскания на Мурманском побережье.

- У каждого человека наступает момент, когда ему хочется узнать об истории рода, семьи. Я очень хорошо помню деда, у нас были очень теплые отношения. Другое дело, что в то время я не представлял себе величину этой личности, - рассказал Юрий Ляхницкий. - Знал, что дед работал на Кольском полуострове, проводил изыскания. Он сохранил документы и фотографии того времени. Вначале это была семейная хроника, хотелось сохранить то, что знаю об истории рода, для потомков. Начал собирать информацию и постепенно проникаться. Это был очень тяжелый комплексный труд, непростой со всех точек зрения, необходимо было доказать, что именно на Мурмане, около Семеновых островов, нужно строить порт. Сейчас, подъезжая к Мурманску, я сравнивал панорамы, снятые дедом, с тем, что вижу своими глазами. Чисто эмоционально, внутренне, духовно очень сильное впечатление. Мне рассказали, что сейчас ведется строительство терминала на другой стороне залива. Его Валериан Ляхницкий также наметил в своих чертежах еще более ста лет назад. Удивительно! Хочется поблагодарить руководство Мурманского морского торгового порта за поддержку нашей инициативы издать альбом. Конечно, не все фотографии в него вошли, а мне хотелось еще и показать деда как человека. Он был настоящий интеллигент, никогда не повышал голос, не позволял себе грубость. Скромный человек. Знаете, он бы меня не похвалил за выпуск книги, но я пошел на это, потому что должна быть историческая справедливость, чтобы люди знали, почему именно здесь началось строительство порта и города. И, надеюсь, многие задумаются о блестящем примере служения Родине, науке.

В первом ряду (слева направо) - Владимир Наливайко и Юрий Ляхницкий вместе с историком ММТП Юрием Шумилкиным.

- Георгий Яковлевич Наливайко, мой дед, родился на юге, в районе Херсонской области. Во время учебы в Путейском институте судьба свела его с Ляхницким: преддипломную практику дед прошел под его руководством и сразу был зачислен в партию Ляхницкого, приступил к изысканиям, - присоединился к разговору Владимир Наливайко. - Это была его первая трудовая деятельность, молодой инженер приобрел очень полезный и уникальный опыт, который позволил ему через пять лет, в 1920-м, занять должность Ляхницкого - начальника управления изыскания портовых сооружений. А в 1915 году, когда они приехали сюда, условия были чисто полевые. Но изыскатели - люди привычные, никто не требовал гостиничного комфорта, они понимали, что они - пионеры, первые, и по-другому быть не может. Вкладывали все свои знания в разведку, в обоснование места для строительства порта как градообразующего предприятия.

Стратегия на 100 лет вперед

Чудом сохранившиеся фотоматериалы, представленные в книге, показывают нам инженеров-изыскателей, поморов, саамов, моряков, переносят читателей в то непростое время, когда Россия боролась за развитие и сохранение своих северных рубежей. Издатели книги, Мурманский морской торговый порт большое внимание уделяют социальной работе. Поэтому первыми уникальный сборник исторических фотоматериалов получили сотрудники областной научной библиотеки. Также альбомы будут переданы в другие библиотеки Заполярья, в институт водного транспорта, где Валериан Ляхницкий преподавал 50 лет, в Русское Географическое общество.

- Нам очень важно, чтобы история сохранялась, чтобы была связь поколений, чтобы то, что описано, не исчезало, не пропадало. Чтобы жители Мурманска, работники предприятия знали - откуда все начиналось, - сказал генеральный директор Мурманского морского торгового порта Александр Масько. - Мужество изыскателей, их высокая степень самоотдачи удивляет и восхищает. Они были отправлены на Мурман для проработки проекта. До этого уже тщательно обследовали берега Белого моря и остановились на восточном побережье Кольского залива. Это говорит о том, что Валериан Ляхницкий и его соратники стратегически понимали, что делают. Те преимущества, которые сегодня имеет наш порт, подтверждают правильность выбора. Начало всему этому положили Валериан Ляхницкий и Георгий Наливайко.

Экземпляр с дарственной надписью - «научке».

Над изданием книги «Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт» работала довольно большая группа людей. Фотографии, представленные в альбоме, - из семейного архива Ляхницких и фондов Мурманского областного краеведческого музея. Текст в книге - мурманских краеведов Дмитрия Коржова и Дмитрия Жалнина, издателя Александра Глухова. Как признаются авторы, знакомясь с историей порта, они сделали некоторые открытия и для себя.

- Строительство порта в Мурманске - это цепь событий, - сказал Дмитрий Жалнин. - В 1914 году стало понятно, Архангельский порт не справлялся с большим количеством военных грузов, одноколейная железная дорога также не давала возможности вывезти их, поэтому принимается решение построить порт-дублер.  Валериан Ляхницкий в то время работал в Архангельске, он должен был провести исследование и понять, как продлить навигацию. Он изучил участок при входе в Северную Двину, так называемое Сухое море, и сделал вывод, что это бесперспективно: горло Белого моря перемерзает, навигация невозможна, поэтому нужно выносить аванпорт не в дельту Северной Двины, а гораздо севернее, на Мурман. К тому же в Кольском заливе уже велись работы - эта гавань, наиболее впадающая в континент, самая близкая точка для железной дороги.

Также Юрий Ляхницкий и Владимир Наливайко встретились с руководителями Мурманска. Тамара Прямикова и Андрей Сысоев поблагодарили их за столь важный труд и сказали, что сейчас обсуждается возможность напечатать дополнительный тираж книги.