Красивый, сильный, страстный. Эгоистичный. Влюбчивый. Удалой. Ему покоряются все девушки, он похищает невест и сам теряет голову от женской красоты... Он забывает дорогу домой и едва не губит собственную душу. Он путешествует и пытается разгадать загадки Сфинкса. Но главная загадка в нем самом. Кто он, как ему понять себя? Как примириться с судьбой?..

«Пер Гюнт» таит секреты национального характера норвежцев и для жителей Северного королевства давно стал культовым произведением. Впрочем, знаменитую драму Генрика Ибсена ценят любители театра и литературы во всем мире. А еще большую популярность, пожалуй, завоевала музыка из двух посвященных ей сюит Эдварда Грига. Мало кто не слышал хоть раз «Песню Сольвейг» или «В пещере Горного короля».

Артисты Норвежской оперы объединили текст ибсеновской пьесы и музыку Грига в сценической постановке. Сегодня и завтра ее можно увидеть в областном драматическом театре, где в рамках Дней Норвегии в Мурманске состоится долгожданная премьера.

Все солисты и танцоры - из Скандинавии, а вот аккомпанирует им наш филармонический оркестр. Занят в постановке и хор «Амадеус». А партия главного героя поручена любимцу мурманской публики Тронду Хальстейну My.

Впервые с его глубоким баритоном и нешуточным сценическим талантом заполярная публика познакомилась в «Тоске», где он играл злодея Скарпиа. Потом были «Богема», «Травиата», «Евгений Онегин»... Высоченный, фактурный - внимание зала всегда было приковано к нему. И ох немало женских сердец начинало биться в такт его страстно исполняемым партиям. Думалось, он и в жизни такой - сильный, яркий, лукавый. Поговаривали даже, что решительный норвежец чуть ли не похитил некую русскую красавицу и увез ее к себе на родину.

Слыша об этом, My заразительно хохочет.

- Ну нет, женщин я не похищал! - машет он руками. - Не такой уж я злодей.

Отождествлять себя со своими персонажами он не берется:

- Они все такие разные - коварный Скарпиа, мятущийся Пер Гюнт, утонченный Онегин... Нет, я не похож на них. Впрочем, я уверен, что в каждом человеке заложена масса разных качеств, только развиты они неодинаково. В сущности, мы отличаемся друг от друга именно тем, какие свои стороны сами любим и демонстрируем. А от рождения в каждом есть сразу все. Актерство приучает осознавать это и уметь в нужный момент в зависимости от роли обнажать те или иные свойства человеческой натуры.

Образ Пера Гюнта дается My непросто. Дело в том, что роль исполняется своеобразным дуэтом: вокалист плюс драматический актер. Часть монологов Пера, а также рассказы о его приключениях звучат в исполнении самого режиссера спектакля - Туральва Маурстада, корифея норвежской сцены, много лет игравшего Пера в драматическом театре Осло.

- Так как мы даем оперу в концертном варианте, в моем распоряжении своего рода нарезка из роли, а не роль целиком, - объясняет Тронд

Хальстейн. - И, признаться, мне пока трудно оценить, насколько нам удается достигнуть единства впечатления. Но и поиграть здесь есть где.

В My пленяет сочетание вокальных данных и значительного актерского таланта. Играть он любит и получает от этого очевидное удовольствие:

- Я, как любой профессионал, в разных постановках могу петь или играть, но мне интересней делать сразу то и другое! - улыбается он и лукаво добавляет уже без переводчика, порусски: - Я неплохой артист!

My знает, что музыка не могла не стать его судьбой: с ней была связана жизнь нескольких поколений его семьи. Дед - дирижер, бабушка - певица, кстати, с русской кровью в жилах, отец и брат - вокалисты, мама - преподаватель музыки, сестра играет на арфе. В детстве будущий артист участвовал в семейных вечерах, где традиционно пели квинтетом. Так что учеба в Норвежской академии музыки наложилась на приобретенный дома опыт. Сейчас My - один из ведущих солистов Норвежской оперы, исполнитель заглавных партий в классических постановках, таких как «Севильский цирюльник» и «Риголетто». А любимым образом все же остается Скарпиа из «Тоски» Джакомо Пуччини.

- Через неделю мне предстоит вновь петь его в Осло, и я уже жду с нетерпением! - восклицает артист.

Видно, все же роднит что-то яркого норвежца с этим демоном-искусителем, погубившим красавицу Тоску и ее возлюбленного. Страсть? Сила? Дьявольщина?

В волшебство, мистику и чертовщину Тронд Хальстейн My верит. Норвегия, на его взгляд, весьма волшебная страна. Край страшноватых сказок и опасных троллей.

- Да, наша природа загадочна: горы, фьорды, долины, море, темные зимние ночи, - размышляет он. И тут же переходит на шутку: - Впрочем, думаю, пока в Норвегию не пришло электричество, волшебства было побольше!

А еще этот обаятельный человек с суровой внешностью твердо знает: театр - вещь мистическая. Утверждает, магию и искус сцены чувствует подчас физически. Но об этом много не говорит. Не то неизвестно, куда заведет артиста неверный свет рампы.

Тем более что его сегодняшний персонаж - Пер Гюнт, знавшийся с чертом и плутавший в таких дебрях, к которым подходить опасно. Тоже своего рода искуситель, из-за которого в два счета теряли голову.

Но My знает его секрет:

- Пер Гюнт - пленник собственного сердца. Он пытается немедленно удовлетворить все свои желания, сразу - здесь и сейчас. А за это приходится платить. Кто такой Пер Гюнт? Это один из нас. Может быть, я. Может быть - тот, кто рядом...

Татьяна БРИЦКАЯ.