Попыхивая своей неизменной трубкой, Иосиф Сталин пытливо, изучающе смотрел на будущего командующего Северным флотом Арсения Головко. Моряк под пристальным взглядом вождя немного смутился. Вытряхнув табак в хрустальную пепельницу, генсек медленно, чуть растягивая слова, произнес:

- Предложено назначить вас командующим Северным флотом. Театр важный. Очень сложный. Открытый. По-настоящему океанский театр, не в пример Балтике или Черному морю. И не надо забывать, что во время различных войн в западных и южных европейских водах связь между западными государствами и Россией была более обеспеченной по северному направлению, нежели через балтийские порты…

Сталин подошел ближе и спросил, глядя прямо в глаза:

- Так что же, значит, товарищ Головко берется за это дело?

- Буду стараться, - отозвался молодой офицер. - Но не знаю, как у меня выйдет…

- Должно выйти. Вы отвечаете перед страной, перед партией…

С этого эпизода из жизни легендарного флотоводца, по сути, начинается фильм «Дневник адмирала Головко». Премьерный показ документальной киноленты состоится в следующий понедельник, 24 ноября, в 21.15 на телеканале «Звезда». Но первой этот фильм увидела вдова адмирала, известная народная артистка РСФСР Кира Николаевна Головко.

Как нам рассказали ее близкие, во время просмотра киноленты воспоминания так захлестнули Киру Николаевну, что она не смогла сдержать слез. Это были слезы и горечи от потери любимого человека, и радости, что светлая память о ее муже жива.

- Отца быстро забыли после войны, даже военно-морской журнал не опубликовал материал к его столетнему юбилею, - с горечью говорит Михаил Головко. - Потому для всех нас: и мамы, и сестры, и меня лично так важен выход этого фильма, причем снятого по дневникам отца.

Пожалуй, самым сложным при подготовке сценария было восстановить реальные записи адмирала. В советские годы они прошли цензуру, и отделить зерна от плевел оказалось трудной задачей даже для сына Головко, приглашенного режиссером киноленты Ириной Морозовой в качестве консультанта.

- Было очень трудно сохранить стиль отца, - объясняет Михаил Арсеньевич. - Иногда приходилось не просто убирать не свойственные ему фразы, но «выпарывать» целые абзацы. К примеру, в записях о начале войны можно было встретить не характерные для отца слова, как «жестокость», «какое это варварство» и так далее. Дело в том, что он был очень сдержанным в подаче фактов. Кстати, когда читаешь это по-военному сухое описание событий - информация воздействует гораздо сильнее, чем размазанная цензорами манная каша.

Режиссер фильма считает, что задачу - показать реального человека, а не идеализированного героя - им удалось выполнить.

- Изначально фильм задумывался о человеке, который выиграл свою маленькую войну. Она, конечно же, для всех была большая, но Головко руководил тем небольшим в масштабах страны участком фронта, где враг не дошел туда, куда он так рвался, - до Полярного и Мурманска, - рассказывает Ирина Морозова. - Я считаю, что он выиграл эту свою войну во всех аспектах, в том числе и человеческом. Неоценимую помощь в подготовке и съемках фильма нам оказал Михаил Головко. Он предоставил нам подлинные дневники отца. Записи резко отличаются от напечатанных в советские годы и выправленных цензурой. В настоящих дневниках виден человек. И меня он очаровал. А моего мужа Андрея он очаровал еще раньше. Ведь это была его идея: сделать фильм об адмирале Головко.

Помощник режиссера, профессиональный актер Андрей Морозов учился в школе-студии МХАТ. Жена адмирала, Кира Николаевна Головко была его преподавателем. Ее рассказы о войне и муже так взволновали тогда еще студента Морозова, что он твердо для себя решил: будет возможность - сниму фильм о прославленном флотоводце…

- Андрей - молодец, - продолжает режиссер. - Смог юношескую мечту воплотить в жизнь. Он лично ходил по телеканалам, искал продюсеров. На самом деле это трудно. Да и во время съемок пришлось пережить немало неприятных минут. Пытались и исходники у нас отобрать, и какими-то подлыми мерами передать фильм другим людям. Доходило до того, что звонили сыну Головко и говорили, мол, надо найти другую съемочную группу и тогда кинолента выйдет.

В одном из телефонных разговоров Михаил Арсеньевич мне сказал, что если в течение трех дней вопрос с финансированием фильма и ряд других проблем не разрешатся, то… Впрочем, все обошлось. В минувший понедельник работа над лентой была завершена.

- Я стараюсь о плохом не думать, - продолжает Ирина Морозова. - Оставляю в памяти только хорошее. Тем более есть что вспомнить. Мы работали и в Москве, и на Севере. И самая большая помощь нам была оказана именно у вас. Здесь замечательные люди. Они работали самоотверженно. Уверена, если бы мы не снимали на Севере, то фильм, скорее всего, и не удался бы.

Впрочем, судить о фильме предстоит нам, зрителям. Просмотр займет 43 минуты. В ленте есть и документальные кадры, и так называемые реконструкции. Кстати, в кадрах, где воссозданы события тех военных лет, снимались наши земляки.

- Мы благодарны многим северянам, в том числе и морякам-североморцам, - добавляет Ирина. - Вы только представьте, съемки проходили не в самых хороших погодных условиях. Было холодно и очень ветрено. А матросы Северного флота все это терпели. За один день им приходилось побывать в ролях и зэков, и моряков. Кстати, некоторые из них первый раз гребли веслами! То есть они год уже отслужили, а грести им пришлось только на съемках фильма! Спасатели у вас тоже замечательные. Показывали, рассказывали ребятам, как что нужно делать. Матросы, замечу, очень прониклись съемками, вживались в роли, как настоящие актеры. Лица у них были очень-очень достоверные! И в атаку они бегали по скользким скалам, невзирая на опасности.

Практически все съемки на Севере проходили в Североморске и немного в Полярном. Отдельные слова благодарности через нашу газету режиссер просила передать театру Северного флота.

- Нам уже необходимо было уезжать обратно в Москву, - добавляет Ирина, - но мы никак не могли найти помещение, похожее на штаб Северного флота довоенного периода. А сцены в кабинете командующего СФ - одни из главных в фильме. И в театре нам практически из ничего воссоздали штаб флота. К моему большому сожалению, многие эпизоды в ленту не вошли. В основном это сцены, связанные с героическими подвигами североморцев, а также интересные истории. Но хорошо, что в урезанном варианте представлено интервью с известным режиссером Алексеем Юрьевичем Германом, который жил в те годы в Полярном. Хочу отметить, что он редко соглашается беседовать с телевизионщиками. Но, узнав, что фильм снимается об адмирале Головко, сразу дал согласие. Его воспоминания важны для понимания решений флотоводца. За время подготовки и съемок фильма я не встретила ни одного человека, который плохо бы отзывался об адмирале. Даже полковник КГБ в отставке Игорь Перетрухин, который начинал службу юнгой на Северном флоте, об Арсении Головко отзывается только уважительно. А ведь он человек информированный. Во время интервью полковник рассказал и о Балтфлоте, точнее, тех ошибках, которые были допущены во время войны. Как там не дорожили человеческими жизнями. А говоря об адмирале Головко, нашел только хорошие, добрые слова, что для меня очень показательно. Надеюсь, это удалось показать и в фильме.

Фото: Абрамова Татьяна
Режиссер Ирина Морозова обсуждает с Михаилом Головко очередную мизансцену.
Татьяна АБРАМОВА