- Гоголь или не Гоголь?

- Да вроде Гоголь. Но не совсем…

- Тогда не говори, чем все кончится!

Такой диалог довелось услышать совсем недавно - один мурманчанин спрашивал другого о фильме - конечно, о «Тарасе Бульбе».

Честно признаюсь, ждал фильм с невольным трепетом и тревогой. С детства люблю эту вещь и ее героев - удивительных, казавшихся тогда богатырями из сказки запорожских казаков, или, по Гоголю, козаков. Вся эта троица легендарная - Тарас, Остап и Андрий. А Мосий Шило? А Кукубенко? Хотелось, ох, хотелось их наконец увидеть - настоящими, наяву… Шанс такой представился благодаря новому фильму Владимира Бортко.

Получился ли фильм? Да, безусловно, получился. Упрекнуть создателей картины в том, что никуда негодное вышло кино, я бы не рискнул. Вроде бы и канва сюжетная выдержана достаточно точно, и актеры не столь уж плохи, и иные сцены, батальные к примеру, сняты с размахом - лихо так, с неизменной удалью… В общем, вроде бы Гоголь. Но, как было уже сказано, «не совсем».

Одна из сюжетных линий гоголевского «Тараса Бульбы» (отнюдь не самая главная в книге) - любовь Андрия к дочери ковенского воеводы, история его предательства - у Бортко стала основной, своеобразным остовом, на котором, собственно, и строят фильм его авторы. То, что в повести было лишь эпизодом - важным, но не более того, здесь выросло в мощный жизненный пласт, решительно отодвинувший и Запорожскую Сечь, и воспетое Гоголем дивное товарищество козачье, да и самого Тараса Бульбу на второй план, на задворки.

Понятное дело, обставлено все весьма основательно - с множеством новых, не существовавших у Гоголя героев и обстоятельств. Что говорить, Бортко режиссер опытный. Вот и вышло у него так, что ковенский воевода (роль этого польского шляхтича отменно исполнил литовец Любомирас Лауцявичюс) - отец красавицы-полячки, погубившей Андрия, которого Николай Васильевич лишь упоминает - вскользь, мимоходом, в фильме становится главным врагом Отечества и Тараса Бульбы. А попутно, как бы между прочим, еще и сватом Тараса, потому как его дочь рожает от Андрия сына. Дочь умирает при родах, а дедушка готов саблей зарубить едва народившегося внука… Я все понимаю, клюкву надо было поразвесить, современный зритель до нее охоч, но Гоголь-то тут при чем?

Вот главное, связанное с кинолентой разочарование: ждали эпос - повествование о великом запорожском братстве, русской силе, которой никакая иная не указ, а получилась, ежели в лоб, по-простому, история про то, как козак за бабу Родину продал.

А тут еще Андрий, роль которого исполнил Игорь Петренко, выглядит в фильме совершенным рохлей и бестолочью. Между тем в книге этот персонаж, может быть, один из самых интересных и сложных. Сильный, непростой характер. Вот как пишет Гоголь о том, как отрекается молодой козак от Отечества и товарищей: «каждое простое слово сей речи, выговоренное голосом, летевшим прямо с сердечного дна, было облечено в силу…» Вы эту силу в фильме заметили? Я - нет. Беспомощность одна пред ясновельможной панной да безволие. Такому Андрию не веришь. И решимость его круто переломить судьбу, стать другим, совсем не похожим на себя прежнего выглядит искусственной, надуманной.

Есть, конечно, в новом «Тарасе Бульбе» и актерские удачи. Тот же Богдан Ступка в роли Тараса, без сомнения, хорош. Может, не так толст и мощен, как Богдан (тот, помнится, весил больше трех центнеров - двадцать пудов!), но в упрямстве, силе и мудрости Бульбе не уступит ни в коей мере. Да и главный российский мушкетер Михаил Боярский, как показалось, вполне соответствует гоголевскому Мосию Шило. Как и Ада Роговцева, сыгравшая жену Тараса (Бортко, правда, ее зачем-то убил, хоть и нет этого у Гоголя). Хорош и «жид Янкель» в исполнении Сергея Дрейдена. Кстати, в одной из рецензий довелось прочитать, что, мол, «ученики средних школ будут приятно удивлены: почти вся еврейская линия повести, безжалостно вымаранная в адаптированном для хрестоматий варианте текста, любовно перенесена на экран». Вот уж не соглашусь - не вся. И притом сделано это, как показалось, очень осторожно, почти политкорректно, в чем Николай Васильевич, как мы знаем, замечен не был.

Зато натурализм в фильме царит прямо-таки гоголевский. Сцена казни Остапа, которого играет Владимир Вдовиченков, воспроизведена в подробностях, без купюр. Но это как раз из тех вещей, которые совсем не радуют, хоть и Гоголя там, безусловно, поболе, чем в обязательных для подобных блокбастеров эротических сценах.

И вот еще… Я несколько раз ловил себя на мысли, что не воспринимаю происходящее на экране, как XVI век, что-то мешает. Хотя вроде бы и эпоха довольно точно воссоздана - и художники, и костюмеры постарались. Но вот вкуса времени - того, что с таким блеском сумел передать Владимир Бортко в «Собачьем сердце» и «Идиоте», здесь нет. А потому та же Сечь порой выглядит лишь хорошо сделанной декорацией, подделкой, почти пародией на Сечь истинную, живую. Ту, о которой с такой любовью и знанием рассказал нам великий писатель.

Но главное, пожалуй, даже не это. Это, в конце концов, частности. Главное - сам гоголевский текст - плотный, яркий, насыщенный зримыми образами, исполненный высокой поэзии. Вот вам небольшой эпизод - как спят козаки в лагере у осажденного ими города: «Возле телег, под телегами и подале от телег - везде были видны разметавшиеся на траве запорожцы. Все они спали в картинных положениях: кто подмостив себе под голову куль, кто шапку, кто употребивши просто бок своего товарища. Сабля, ружье-самопал, короткочубучная трубка с медными бляхами, железными провертками и огнивом были неотлучно при каждом козаке. Тяжелые волы лежали, подвернувши под себя ноги, большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями, раскиданными по отлогостям поля. Со всех сторон из травы уже стал подыматься густой храп спящего воинства, на который отзывались с поля звонкими ржаньями жеребцы, негодующие на свои спутанные ноги…»

Какой восторг испытываешь, глядя глазами Гоголя на такое-то спящее великое воинство. Сколько любви и нежности в этом описании! А детали - как раз то, что делает художественное пространство живым, - каковы! Одна короткочубучная трубка с медными бляхами чего стоит. Дальше - про Остапа, о том, как он «храпел на все поле», а позже, после стычки с Андрием из-за мешка с хлебом, «присмирел и пустил такой храп, что от дыхания шевелилась трава, на которой он лежал». Теперь - те, кто смотрел, вспомните, каким мелкой, будничной выглядит эта сцена в фильме… Скука - да и только.

А описание самой Запорожской Сечи в «Тарасе Бульбе» - сочное, многокрасочное, в буйстве, пьянстве, разгуле и удали! Все цитировать нет смысла (читайте Гоголя!), но вот мимо персонажа, что встретился Бульбе и его сыновьям на въезде в Сечь, никак не пройдешь, это и самому Бульбе не удалось: «первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него... В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения…»

Вот ведь какая штука. Гоголя читать не просто не скучно, его читать - вкусно или, если по-малороссийски, смачно. Кино же, которое сделали по одной из лучших его вещей, по правде сказать, порой пресновато.

Да, перевести Николая Васильевича на киноязык чрезвычайно сложно. Может, это и вовсе не по плечу живущим сегодня на земле мастерам кино - не знаю. Но, несмотря на все вышесказанное, Бортко, как мне кажется, надо поблагодарить. Хотя бы за то, что в фильме за кадром частенько мы слышим гоголевский текст - удивительный, волшебный. И за то, что звучит с экрана вера в Россию, любовь к ней - то, чем жил сам писатель, что не уставал повторять всю жизнь, как отмечал в «Выбранных местах из переписки с друзьями», в главке, которая так и называлась «Нужно любить Россию»: «поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский».

А потому, если бы меня спросили, стоит ли посмотреть эту картину, ответил бы - конечно, стоит. Но один раз. И еще, домой придете после просмотра, очень прошу - откройте настоящего «Тараса Бульбу» и - прочтите. Хотя бы вот это: «Не погибнет ни одно великодушное дело, и не пропадет, как малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава. Будет, будет бандурист с седою по грудь бородою, а может, еще полный зрелого мужества, но белоголовый старец, вещий духом, и скажет он про них свое густое, могучее слово. И пойдет дыбом по всему свету о них слава, и все, что ни народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую много повергнул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон, сзывая равно всех на святую молитву...»

Фото:
Кадр из фильма "Тарас Бульба".
Фото:
Кадр из фильма "Тарас Бульба".
Фото:
Кадр из фильма "Тарас Бульба".
Фото:
Кадр из фильма "Тарас Бульба".
Дмитрий КОРЖОВ