В Мурманском драматическом театре заканчиваются последние приготовления к премьере. Сегодня и завтра зрителей ждет встреча с одной из самых известных любовных историй в мировой культуре - на сцене «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Билеты на премьерные показы раскуплены за несколько дней до показов - в последнее время это становится хорошей традицией для нашего театра, достаточно только вспомнить успех «Одноклассников», которые вот уже несколько месяцев идут в Мурманске с аншлагами. Ну а какая судьба ждет героев Гюго, скоро узнаем - до премьеры остались считаные часы.

- Настроение у меня, как у хирурга перед плановой операцией, - шутит главный режиссер театра, постановщик «Собора» Султан Абдиев. - А это значит - нормальное, рабочее. Если бы хирург умирал от страха перед каждым больным, это был бы неправильный хирург. Так что мы готовы к встрече с публикой.

В тот день, когда мы беседовали с режиссером, подготовка к премьере шла полным ходом. На сцене заканчивали монтировать высоченный подиум, на котором будет происходить часть действия - в частности, на нем предстоит танцевать Эсмеральде в исполнении актрисы Юлии Денежкиной. Над сценой, с обеих сторон, на самом верху угнездились химеры - довольно колоритные создания, один взгляд на которых, как говорится, навевает атмосферу. «Средневековости» добавляет и пространство под ногами - сцена превратилась в мощенную брусчаткой площадь Парижа. В кулисах растанцовываются актеры, облаченные в старинные костюмы, - обитатели парижских трущоб, городская беднота, бродяги.

- Народ у нас станет одним из главных действующих лиц постановки, - рассказывает Султан Абдиев. - В спектакле занято две трети труппы, именно они создают арго - то есть играют коллективную роль самого средневекового Парижа. И эта роль для меня как для режиссера очень важна. Ведь когда говорят о «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, в первую очередь вспоминают мелодраматическую линию. А роман намного масштабнее, он охватывает большой период истории Франции, в нем говорится о политике, о философии. Воплотить все это на сцене - задача непосильная для театра, да может, и не актуальная. Но не обратить внимания на роль народа в этом произведении невозможно.

Народ в спектакле танцует и поет, как, впрочем, и главные герои. Музыку к спектаклю написал Максим Тавриков, наш земляк, молодой композитор, который сейчас заканчивает учебу в Петрозаводской консерватории. Балетмейстером выступил Рэшит Залялутдинов, хореограф из Дворца творчества «Лапландия». С обоими драматический театр уже сотрудничал - Тавриков писал музыку для спектакля «Кола», Залялутдинов также работал над несколькими постановками. Однако режиссер особо подчеркивает - публика, которая мечтает услышать со сцены песенку про «Бэлль» и увидеть мюзикл, обманется в своих ожиданиях.

- Мы драматический театр, а не музыкальный, и ставим именно драму, - объясняет Султан Абдиев. - Но зрелище тем не менее будет ярким. Хотя успех у публики так трудно прогнозировать, и яркое зрелище каждый представляет себе по-своему. Знаете, есть поговорка, кстати, французская, - самая красивая женщина не может дать больше того, что может дать красивая женщина. Вот и театр так же...

К творчеству Гюго в мурманском театре решили обратиться потому, что речь в его книге - о вечных истинах, которые не теряют своей актуальности, - о том, что страсти разрушают человека, о любви, коварстве, предательстве, верности. А еще - таким образом решили подвести итог Году Франции - России, хотя, как здесь подчеркивают, ставили спектакль исключительно собственными силами, без чьей-либо помощи.

Актерам, занятым в спектакле в главных ролях, пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Например, Юлии Денежкиной предстоит танцевать на подиуме высотой в пару метров, что совсем не просто для человека, который боится высоты. Тем более что никакого ограждения на этом подиуме нет. У Владимира Равдановича, исполнителя роли Квазимодо, проблема потяжелей в прямом смысле слова - у его персонажа, как всем известно, горб. И этот горб таскать на себе совсем нелегко, тем более что Квазимодо ходит согнувшись в три погибели, и вообще он одноглазый - задача даже с точки зрения физподготовки непростая.

- На самом деле это, пожалуй, единственная трудность, - улыбается Равданович. - В остальном работалось легко - у нас сложились отличные партнерские отношения между актерами на площадке. Мы давно друг друга знаем, с Юлей Денежкиной даже играем спектакль «Двое на качелях».

В театре надеются, что «Собор Парижской Богоматери» придется по сердцу зрителям, уж как минимум женской части аудитории - любовные перипетии героев не оставят публику равнодушной. Зрительницы, готовьте платочки - актеры обещают, без слез не обойдется.

Юлия МАКШЕЕВА