В мае у центральной библиотеки имени Горького в Кировске сразу два праздника: 27 числа сотрудники, как и все их коллеги, отметили профессиональный праздник, а 3 мая - 80-летие любимой «горьковской», как ее обычно называют горожане.

Ее полукруглое крыльцо выходит на главную улицу Кировска, как раз напротив здания муниципалитета. Отсюда начинался современный город, здесь рядышком расположились местная администрация (а первоначально - управление горно-химического комбината «Апатит), баня, школа, аптека и библиотека. Нет, первой она не была. Уже в 1931-м открылась библиотека при горном техникуме, в 32-м - центральная детская библиотека в школе № 1, однако первая общедоступная - именно эта, «горьковская».

Правда, сначала размещалась она в другом доме, в тесной комнатке. А нынешнее помещение в величественном доме постконструктивистского стиля комбинат «Апатит» выделил библиотеке в 1939-м. Просторное парадное крыльцо с каменными перилами, высокие своды холла, уютный читальный зал, куда всходишь по ступенькам… Ступеньки эти помнят, как взбегал по ним молодой Николай Рубцов, а потом и Венедикт Ерофеев. Увы, не сохранились их книжные формуляры, однако память - не только в документах, она составляет саму атмосферу этого книжного царства.

10 тысяч читателей, 26 специалистов, книжный фонд в 82 тысячи экземпляров, отделы и секторы, которые структурируют деятельность библиотеки, литературный музей Венедикта Ерофеева - это сухие показатели нынешнего дня. Любовь читателей - не поддающийся измерению, но тоже четкий показатель эффективности работы. И с ним все в порядке: горожане без «горьковской» себя не мыслят. Однако в этом юбилейном мае хочется дать слово самим библиотекарям. Какие чувства и воспоминания хранят они в душе, о чем размышляют в привычной тиши залов? Несколько таких мыслей, «пролетавших» мимо, я успела поймать и записать…

Килограммы и километры

Со стороны кажется, что библиотекари ничего не делают - ну сидят, книжки выдают. Так ведь приди в любое учреждение или на предприятие - увидишь только одну сторону работы, большая же часть всегда скрыта. Один библиотекарь абонемента в день обслуживает около 50 человек, прикиньте, сколько книг они сдадут. Книги надо принять, отложить в сторону или сразу расставить на места, чтобы другие горожане могли их взять. А если не сразу, если читатели идут один за другим - стопки изданий растут. В свободную минутку библиотекарь берет эту пачку, которая, поверьте, не легкая - и пошел по всему фонду расставлять. И так за день происходит не раз.

И не сидит библиотекарь целый день на стуле. За время работы несколько километров пробегает. Нужно найти книгу, выполнить запрос читателя и подобрать стопку изданий из разных отраслей знаний - значит, придется походить по фонду и еще заглянуть в запасной, вдруг там отыщется что-то нужное. А еще показать нужный раздел, познакомить нового читателя с расположением отделов знаний на стеллажах, опять же расставить сданные книги - и это тоже не один раз за день.

Спецобслуживание для студентов

Студенты - особая категория. Если читатель не нашел какую-то художественную книгу, ему можно предложить другую. А здесь - никак, надо именно то, что сказал преподаватель, иначе - все, незачет.

В конце 90-х - начале 2000-х годов многие начали активно получать высшее образование заочно, благо в наших городах открылись филиалы различных вузов страны. А где же студент может найти учебники и пособия? Интернета еще нет, в книжных магазинах не всегда есть выбор. Вот и потянулась вереница со списками литературы в библиотеку.

Единичные преподаватели приходили или звонили, чтобы узнать, имеются ли учебники, которые они рекомендуют студентам. В основном же бедолаги сами бегали с этими списками. А пополнение фондов в то время было небольшим, и каждый учебник на вес золота. И когда десятый за день приходит с одинаковым списком, а учебник давно уже выдан, то и не знаешь, чем же ему помочь... Еще хорошо, если в читальном зале есть.

Высший пилотаж был в другом. Задача библиотекаря заключалась в том, чтобы сверить список, ну скажем, из 25-30 книг с тем, что имеется в наличии. Раз сверишь с каталогом, два-три, а потом только глянешь на очередной список и с лету определяешь - что есть и сколько экземпляров, а чего нет. Списки-то у студентов местных филиалов вузов были практически одинаковые. А еще вспоминаешь, сдавали ли ее на днях и имеется ли она в фонде? И не передать словами счастье студента, когда вот он - нужный экземпляр стоит на полке или только что кем-то сдан. Это может понять только тот, кто сам так учился.

Привет от старухи Эсмеральды

Курьезы случаются с перепутанными названиями книг.

«Свистящие в куста» («Поющие в терновнике» Маккалоу) еще куда ни шло. А вот полчаса искать по всему фонду «Фараона из Питкуля», начиная от «Фараона» немецкого писателя Пруса и заканчивая краеведческим фондом с путеводителем по Мурманской области, где указан поселок Питкуль... Оказалось, читателю нужен нашумевший тогда, только что вышедший роман Пикуля «Фаворит».

Или «Старуха Эсмеральда» вместо «Старухи Изергиль» Горького?

А как вам «...Что-нибудь новенькое из Достоевского»?

По-английски

Работа с задолжниками - отдельная песня, сколько же курьезных ситуаций бывает. Звоним одному из читателей, а у него автоответчик на английском языке. Раз позвонили, два, потом решили немножко «схулиганить» - перевели текст, который обычно произносим, типа «Здравствуйте, вас беспокоит центральная библиотека, вы нам задолжали книги...» и т. д. на английский язык и наговорили на автоответчик. Эффект получился отличный - через несколько дней читатель сдал книги.

Был у нас период, когда ходили к задолжникам домой. И вот какая особенность - почти все они жили почему-то на 4-м или 5-м этажах, видно, лишний раз не хочется людям спускаться, чтобы сходить в библиотеку. Придем, поднимемся: кто хмурится - вот, мол, приперлись, от дел отрываете, а кто и с радостью: «Ох, девочки, проходите!» Одна пожилая читательница все усаживала пить чай с пирожками, а у нас еще несколько адресов, и если сейчас сядешь - то все, больше никуда. Устали! Так что без пирожков обходились.

Заработалась

Однажды случилось, что наша сотрудница порвала обходной лист. Конец мая - начало июня - горячая пора в библиотеке, идут выпускники с обходными листами от школ, и мы проверяем каждого по картотеке и в архиве: сданы ли книги, нет ли задолженности. Библиотекарь закрутилась и, когда появился очередной юноша с этим листом, начала машинально рвать его на кусочки. Парень аж побледнел, ведь кроме нашей библиотеки на листе уже стояли печати нескольких других библиотек города и школьной. Ну что ж, наклеили обрывки обходного листа на чистый лист, поставили свою печать - счастливый выпускник пулей вылетел из библиотеки.....

Вы же не с Земли

А еще библиотекарь должен быть психологом. Не зря говорят, что библиотека - это аптека для души, хотя это уже довольно избитая фраза, которую повторяют тысячи раз на все лады. Тем не менее она верна на 100 процентов.

К нам приходят самые разные люди - кто с радостью, предвкушая встречу с интересной книгой и собеседником. А кто идет и поскандалить - просто так, потому что ему плохо или его обидели, или еще что-то произошло. А нам куда деваться? Мы и выслушиваем, и успокаиваем, и пытаемся помочь.

Хотя сотрудники библиотеки - обычные люди, которые также живут в этом городе, имеют семьи, воспитывают детей, а не прилетели с какого-нибудь Урана (как выразился однажды читатель - «ну вы же не с Земли?»).

В нашей профессии нет случайных людей, если они появляются, то не задерживаются. А те, кто остается, работают долгие годы, отдавая каждому читателю частичку себя, своих знаний, получая уважение коллег и посетителей. И это не просто слова. Иногда замечали (особенно в выходные дни) заглядывает человек в дверь и под нос себе так тихонько: «Все ясно, «моей» нет сегодня» - и уходит. И нам все ясно: читателю хотелось пообщаться с кем-то конкретно, с кем ему комфортно беседовать на разные темы, от кого он получает хорошие эмоции.

Благодарный посетитель

Посетитель музея Ерофеева - приятный молодой человек, турист. После экскурсии рассказал, что приехал из Москвы, часто здесь бывает, город ему очень нравится, но в музее нашем, который находится в библиотеке, впервые. Поговорив, взял талончик, очень изумился, что экскурсия стоит всего 10 рублей. А вечером принес букет цветов! Неожиданно и приятно, но… молодую сотрудницу музея после работы должен встретить муж.

Так и вышло: первым на выходе стоит этот турист с цветами, за ним - муж сотрудницы. История эта хорошо закончилась, обиженных не было.

- У любой библиотеки - большой или маленькой - своя история, свой путь, - подводит итог методист «горьковской» Елена Минкевич. - Складывается эта история из ежедневных событий - смешных и серьезных, веселых и грустных, участвуют в которых библиотекари и читатели. А еще обязательно присутствуют в нашей жизни мечты о том, какой будет библиотека и те, кто приходит сюда.

Зоя Кабыш, Кировск