Не секрет, что сегодня спектакль принято называть «театральным продуктом». Рынок-с! Продукт же нужно уметь продать. Главное, чтобы покупателю приглянулся да не залежался «в девках» на прилавке. Главное - актуальность, усредненность, доступность. Наверное, именно с этих чисто торговых позиций и надо бы посмотреть на ноябрьскую премьеру областного драматического театра «Шикарная свадьба».

«Ржунимагу!»

Кто равнодушно пройдет мимо афиши с таким привлекательным для любой молоденькой особы (а также ее заботливых родителей) названием? Богатая свадьба - дело семейного престижа. Необходимо, чтобы все состоялось на должном уровне: и сногсшибательные наряды брачующихся, и дорогущий ресторан в центре города, и фотосессия.... Шикарная свадьба - это мечта! Как не взглянуть на нее хотя бы на сцене?! Имя драматурга - Робин Хоудон - правда, не на слуху, но звучит благозвучно, импортно. По жанру - комедия. А это по нынешним меркам значит, что театр просто обязан обеспечить публике пусть не самое изысканное, но такое аппетитное блюдо, под острым соусом «Ржунимагу!».

Задачи ясны? Команде опытных «поваров»-профессионалов угодить неискушенному Мельпоменой зрителю раз плюнуть. Декорации «Свадьбы» выполнены в нежнейших пастельных тонах (художник - Наталья Авдеева). Розово-голубо-кремовое марево так и манит утонуть, раствориться в первосортном эротическом «кайфе». Двухкомнатный номер лучшей в городе гостиницы напоминает изящно упакованный свадебный подарок: посредине пикантный бантик, по бокам - рюшечки. В таком оформлении молодоженам обычно преподносят постельное белье: интимно, не без намека…

Постель, замечу, - главное декорационное украшение. Двуспальная, широчайшая, вся в атласных подушечках. Ах! Счастливцы те, кто в таких роскошных интерьерах познают… Да. Разговор в пьесе идет о самом сокровенном - инициации молодоженов во взрослую жизнь. Что же тут может быть комедийного? А вот увидите!

Режиссер-постановщик спектакля заслуженный артист России Александр Водопьянов, прямо скажем, не перегружает смыслами лежащую на поверхности тему. Скорее, он смело обнажает ее. Причем в самом прямом смысле. Взорам публики предстает парочка просыпающихся поутру молодых людей. Он (А. Воронин), похоже, накануне был в стельку пьян, она (О. Заяц) пребывает в легкой эйфории. Простыни смяты, подушки разбросаны… Молодожены? Отнюдь. Впрочем, Билл вот-вот им станет: через считанные часы его ждет пышное венчание со знакомой с детства Рэчел (А. Будовская). Но под боком-то у него пока не будущая супруга, а… «неведома зверушка»: обаятельная - чужая! - девчоночка. Бил справедливо растерян. В одних трусах, стыдливо прикрываясь в нужных местах подушкой, мечется юноша по гостиничному номеру.

Артист Алексей Воронин - красив и хорошо сложен. Спору нет. По нему можно уверенно изучить анатомию человеческого тела, но имеет ли столь радикальное «саморазоблачение» отношение к искусству? Сомневаюсь. Постановщиком руководит идея выгодной продажи «обнаженки» публике? Вот и девушка кокетливо спускает с плеч мужскую рубашку. Лучше сразу зажмуриться - героиня-то в чем мать родила! Круто. Хотя банально. Однако главные эротические виражи долгоиграющего свадебного марафона для публики только начинаются.

Деликатность не в моде

Сюжет этой достаточно типовой комедии положений ловко закручен. Внимание! У Била оказывается друг Том (А. Худяков), назначенный, как и полагается, на свадьбе шафером. К Тому из Лондона прилетела подружка, на которую он возлагает самые смелые надежды. Следующая свадьба - за ними! Но судьбе угодно, чтобы все планы Тома в одночасье рухнули. Догадываетесь, почему? Ну конечно ! Девушка Тома - та самая ночная гостья Била. И именно ему - симпатичному повесе и обаяшке - Джуди подарила то, чего так ждал от нее Том. Особая деликатность не в моде. В моде - экшен, эротика, эмоции через край. Из комедии в комедию последних лет персонажи, как блохи, прыгают из постели в постель, гоняются друг за дружкой с кухонными ножами, покушаются на детородные, пардон, органы соперников, закатывают нескончаемые дамские истерики.

«Шикарная свадьба» в МДТ - не исключение. Полный набор комедийных штампов, разыгрываемый актерами на полном энтузиазме - без иронического, замечу, прикрытия. Только мама невесты - актриса Ю. Гусарова вносит в действие элемент шаржа. Но спектакль этим не спасает. Его тональность остается пошловато-житейской. Исполнителям-мужчинам не хватает самоиронии, взгляда со стороны. Не ведет двойную игру со зрителем и постановщик А. Водопьянов. Напротив, он все доводит до сознания зрителей с максимальной бытовой ясностью, психологической незатейливостью, унылой простотой. Рэчел долго не подозревает об измене своего жениха, ее мама до последнего возится с переливающимся всеми оттенками радуги платьем, бедный Том - на грани реального помешательства… Под ногами у всех с моральными проповедями болтается горничная Джули - И. Рыдзелева, которую молодые люди заставляют играть в общей комедии не свойственные ей роли. Переполох тот еще!

Но есть во всем этом действе хоть какой-нибудь смысл? Каково главным персонажам - Биллу и Джуди? Им-то пришлось «круче», чем всем остальным. Можно только посочувствовать А. Воронину и О. Заяц, ведь нужно же как-то оправдывать свое поведение в этой кутерьме. Почему их герои так и не могут забыть друг друга после случайной встречи? Да и была ли эта встреча случайной? Может, за них взялась сама Ее Величество Судьба?

Любовь без напряга

Неприлично вспоминать «приличную литературу», когда смотришь насквозь конъюнктурную комедию положений. Но я вспоминала. И прежде всего… А. С. Пушкина. Его знаменитую «Метель». Мария Гавриловна собиралась замуж за одного, но - по воле рока и гусарского легкомыслия - обвенчалась с другим. Жизнь разрушена?! Но Провидение не обманешь. Через какое-то время справедливость восторжествовала: гусар-шалопай остановился на постой в доме Марии Гавриловны. И влюбился в нее по самые уши, не зная, впрочем, того, что именно она и есть уже его - в метели! - венчанная супруга. Так у Пушкина. Которого, кстати, очень ругала критика за примитивность сюжетов, за желание угодить вкусам нетребовательной публики. Провалился Пушкин со своими «новациями»… Это потомки разглядели в «Повестях Белкина» и тонкий юмор, и пародийность, и здравый смысл. Почему бы и «Шикарной свадьбе» не последовать пушкинскому уроку? Но… не нагружают авторы мурманской премьеры свое новое детище тонкими изысками иронического ума, задорной пародийностью. Или «двойной код» игры проступит со временем, когда спектакль обкатают на зрителе?

Пока же зал довольствуется пошловатым правдоподобием. Бал правит не волшебство внезапной влюбленности, а житейская глупость. Билл по-свински напился на своем «мальчишнике», упал с барного стула, набил на затылке шишку. Временно отключился. В беспамятном - очень выгодном для современных «мачо» состоянии - его буквально подобрала и втащила в номер чужая девушка. Она - тоже не от большого ума - поссорилась из-за «мальчишника» со своим парнем. Ушла из дома будущего жениха. Проникла в бар. Нашла там только пьяного Билла. Что дальше? Прием, говорят, известный. «А поутру они проснулись»: и она объяснила ему, что между ними было «самое главное». Он и не в курсе. Смешно? Не очень. Жизненно? Пожалуй. Но как-то противно, если честно.

А любовь? Кто-то кого-то в «Шикарной свадьбе» любит? На словах - да. Но в игре артистов «химия любви» даже и не просвечивает… А мне на показе вспоминался не только Пушкин, но и гениальный рассказ Людмилы Петрушевской «Через поля». Полторы странички. Парень и девушка поздним вечером выходят из электрички на одном полустанке. Он - без пяти минут жених. Его ждет невеста. Она впервые в этих местах. Начинается дождь, гроза, молния! Молодые люди вместе пережидают ливень, бегут по топкому полю к поселку. Ничего между ними не происходит. Особенного. Кроме… любви. Он - жених. Завтра - свадьба. Она - случайная знакомая. Их - бегущих через поля под дождем - нашла Любовь.

Что же дальше? В рассказе Петрушевской - талантливое многоточие. В дешевенькой пьесе Хоудена - победоносный финал. Сразу две свадьбы! Билл женится-таки на глупышке с «красивенькой попкой» (это постоянно подчеркивается в мужских разговорах) Джуди. А захлебывавшаяся в слезах Рэчел утешена «мужественным» поступком Тома. Он ни с того, ни с сего вспомнил, что с детства (!) влюблен в невесту друга. Радости Рэчел и ее эксцентричной матушки нет предела: шикарное платье не пропадет! Гости не будут разочарованы! Свадебная церемония к тому же умножилась на два! Маэстро, туш?!

Каждый для себя решит, покупать (смотреть) или не покупать (не смотреть) ему такую театральную продукцию. Публике «сделали» в меру смешно и красиво! О чем подумают пришедшие на спектакль молодые люди? О том, как довести друг дружку до марша Мендельсона, избежав в отношениях особого «перенапряга» - любви? А ничего, что «шикарная свадьба» при этом будет чуть-чуть смахивать на… просто собачью? Какая разница?

Фото: Александр Микулин
Людмила ИВАНОВА, театральный критик