Такое предложение созрело у директора Лапландского заповедника и нацпарка «Хибины» Сергея Шестакова. Заинтересовавшись путями сообщения в нашем регионе в прежние времена, он нашел описание упомянутого пешеходно-лодочного маршрута и пришел к выводу, что это, по сути, описание экотропы. Тем более что там даже упоминаются многочисленные туристы и туристки. И это в 1899 году.

Новое слово

Кстати, слова «турист» и «туризм» возникли как раз в ХIX веке, до этого язык удовлетворялся «путешественником». Первая письменная фиксация слова tourist - на основе заимствованного из французского в английский слова tour - относится к 1800 году, «туризм» в английском и французском появилось еще позже.

А жители некоторых городов Российской империи со словами «турист» и «туризм» познакомились как раз в конце XIX - начале XX века. Это было связано с образованием в 1895 году в Санкт-Петербурге Российского общества туристов, или Русского туринг-клуба.

Само собой, и понятие «экотропа» появилось позднее.

Хибины. Вид из Мончегорска. Фото Сергея Шестакова.

- Первой экологической тропой в России называют Голицынскую экотропу, она была проложена еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака. По указанию князя Льва Голицына вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. В США в 1922 году открылась первая экологическая тропа длиной 3300 (!) километров, которая протянулась через весь Аппалачский хребет, от штата Мэн на северо-западе до штата Джорджия на юго-востоке, - рассказывает Сергей Шестаков. - Но, увидев описание пути из Кандалакши в Колу в книге Д. Островского «Русская земля. Область крайнего севера», изданной в 1899 году, подумал: вот же она, настоящая первая экологическая тропа!

Восторг и наслаждение

Обратимся к книге: «Из всех лодочно-пешеходных путей на север путь из Кандалакши в Колу наиболее устроенный и легкий. Местами пешеходная дорога так хороша, что производит впечатление проезжей. На некоторых протяжениях даже камни убраны в сторону и лежат маленькими барьерами. Иногда дорога суживается в тропинку и вьется по гористым и каменистым переходам. На болотистых местах проложены мостки или тротуары, в четыре пластины, с круглыми бревнами по бокам (…) Дорога часто прерывается озерами и речными плесами, по которым сообщение производится на лодках. Переходы по дороге от одного озера до другого называются «тайболами». Этот путь пройден многими туристами и даже туристками».

И дальше: «высокие утесистые горы, нередко только до половины покрытые лесом, пробирающиеся между ними и c шумом несущиеся по камням порожистые реки и потоки, широкая гладь пустынных озер постепенно развертывают перед глазами идущего по Лапландии путника ряд бесконечно разнообразных, чарующих своею дикою прелестью картин».

Упоминаются тут и озеро Имандра, станции Зашеек и Иокостров на южном и западном берегах озера, и Хибины, величавые тундры Чум и Монч, и живописные берега Колы и Туломы.

«Красивая Лапландия, с начала до конца пути, одаривает любителя природы минутами высокого восторга и наслаждения», - пишет автор.

То, что объединяет

По мнению Сергея Шестакова, в нашем регионе как раз и не хватает сейчас объединяющей все виды турпродуктов идеи.

- Пока каждая территория развивает туризм по-своему, а такой маршрут связал бы всех в прямом и переносном смысле, - считает он. - Вот как Золотое кольцо. Тоже ведь сравнительно новое понятие - его «запустил» в середине ХХ века журналист, проехавший по этим прекрасным древним городам. Нам думать долго не надо: Лапландская тропа - чего же лучше! Это наш топоним, и весьма привлекательный для туристов. Первый в России или мире такой туристический маршрут - он может стать еще одним брендом территории.

Как это может выглядеть? Основной маршрут задан. Его можно частично преодолевать пешком, частично на лодках, например, от Зашейка до Оленегорска, или сплав по Коле от бывшего волока от озера Пивнус, где проходит водораздел Белого и Баренцева морей. Где это возможно, на машинах или внедорожной технике. Можно делать с него радиальные выходы: на Терский берег, в нацпарк «Хибины», в Лапландский заповедник, в Мурманск, Териберку, в Печенгский район. Я, кстати, как раз собираюсь сейчас искать сведения о том, каким путем шло сухопутное сообщение между Колой и Печенгой. Можно приезжать несколько раз, проходить какую-то часть маршрута. Наслаждаться пейзажами, посещать значимые исторические и культурные места. Предпринимателям, которые будут создавать новый туристический продукт, гораздо легче будет его продвигать, сделав его частью этого маршрута.

- Мне запали в память слова финского эксперта, который побывал здесь в 2003 году и сказал, что Кольский полуостров может стать для европейцев, как Аляска для американцев, - говорит директор заповедника и нацпарка. - Я уверен, что маршрут будет привлекательным не только для наших туристов, но и для наших соседей-северян. У финнов, например, есть свой круглогодично популярный маршрут на Нордкап через Рованиеми, наша Лапландская тропа для них стала бы интересным продолжением, если завернуть на нее через Борисоглебский КПП.

- Разработка стратегии или программы развития туризма в регионе на основе этой тропы объединила бы туроператоров, - продолжает он. - При этом можно заложить и инвестиции не только туркомпаний, но и бюджета, как это делается уже в Карелии. Выиграют от реализации этого проекта все! Идея объединяющего стратегического ориентира для привлечения туристов в регион не новая. В настоящее время идет проработка экологической тропы «Путь Ломоносова», которая, как предполагается, пройдет по территории шести субъектов России (Москва, Московская, Ярославская, Вологодская, Архангельская области и Республика Карелия). «Путь Ломоносова» является старинным маршрутом, вдоль которого шли обозы с богатыми дарами Севера в центральные районы страны. На озере Байкал создается Большая Байкальская тропа. В Крыму уже работает Большая Севастопольская тропа протяженностью 117 километров. Но первой была Лапландская тропа!