Несмотря на все карантинные ограничения и проблемы в мировой экономике, развитие арктических проектов, в том числе и в Мурманской области, идет полным ходом. Более того, Арктика ставит новые рекорды. Об этом накануне говорили участники юбилейной 10-й международной конференции «Логистика в Арктике».

Инвестиции и грузы

Конференция прошла не в Мурманске, а из Мурманска проводилась в Интернете - из-за обострения ситуации с ковидом многочисленные участники, намеревавшиеся приехать в столицу Заполярья, а таких ежегодно более 100, заменили поездку на онлайн-общение. Но это не сделало разговор менее содержательным и интересным.

Модератор конференции замгубернатора области Ольга Кузнецова познакомила участников с проектами, реализуемыми в регионе. По ее словам, сейчас у нас многое делается для развития Арктики.

- В Мурманской области многое произошло за полгода. Ледокол «Арктика» пришел после испытаний. Идет подготовка к заседанию президиума Госкомиссии по Арктике, 21 октября ожидаем визит премьера правительства страны - будет рассматриваться план развития инфраструктуры Севморпути.

Одной из острых тем последнего года стали проблемы в железнодорожном сообщении. Как отметила вице-губернатор, сегодня область вернулась к обычному режиму грузоперевалки, хотя снижение с начала текущего года составило 3,5 миллиона тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Строительство нового моста в рекордные сроки - 105 дней - позволило вернуться к перевалке в нормальном режиме, - отметила Ольга Кузнецова.

Но даже несмотря на это, один из главных показателей экономики - инвестиции - в области вырос на 8,4 процента.

- По итогам первого полугодия рост инвестиций в области составил 8,4 процента. При этом в среднем по стране за этот период отмечено снижение на 4 процента. Видим, что регион развивается, - сказала она.

Этому во многом способствуют меры поддержки, разработанные властями. В регионе появилась территория опережающего развития «Мурманск - столица в Арктики», первая в АЗРФ. Она была создана в первую очередь для логистических проектов. Пионером ТОР стал проект порта Витино. По словам замгубернатора, это очень важный для региона проект, благодаря которому будет восстанавливаться поселок, расти экономика Кандалакшского района и области, увеличиваться перевалка грузов. На подходе другие резиденты, которых в обмен на готовность вкладываться в экономику региона и Арктики ждут льготные условия.

Среди других мер поддержки бизнеса в нашем крае - снижение на три года налоговой ставки для предпринимателей до минимальной. Это уже привело к тому, что бизнес из других регионов стал регистрироваться на Кольском Севере. Также идет работа над проектом закона о преференциях по участию в госзакупках предпринимателей региона, что позволит нивелировать эффект северного удорожания.

Покорение льда

Ситуации с судоходством по Севморпути и развитию атомного ледокольного флота был посвящен доклад замгенерального директора по экономике и финансам ФГУП «Атомфлот» Андраника Кочаряна.

Начал он, естественно, с главной новостной темы последних дней - ледокола «Арктика». 21 октября на «Атомфлоте» планируют провести церемонию ввода в эксплуатацию этого новейшего атомохода. В этот день на судне будет поднят флаг России. Ранее, как уже рассказывал «МВ», ледокол прошел испытания, посетил Северный полюс, после чего пришел в Мурманск, где и будет приписан. Еще четыре ледокола этой серии будут достроены друг за другом до 2027 года.

Также представитель «Атомфлота» сообщил, что компания рассчитывает на продление ресурса атомного лихтеровоза «Севморпуть» после 2023 года, когда наступает срок перезагрузки ядерного топлива на нем. При этом у действующих сегодня атомных ледоколов срок службы составляет еще не менее 10 лет, а «50 лет Победы» может работать минимум до 2041 года.

Что касается года нынешнего, то перевалка грузов по Севморпути ожидается в объеме 31,5 миллиона тонн. Это на уровне рекордного показателя прошлого года, по словам выступавшего, бьет рекорды советской эпохи. Рекордны и показатели загруженности атомных ледоколов. Средний период их работы вырос в 2019 году до 294 дней, то есть атомоходы находятся в ледовых полях почти 10 месяцев из 12!

Участники конференции обсудили необходимость развития инфраструктуры Арктической зоны. Речь не только о портах и транспортных магистралях, но и о системе организации судоходства в целом, включая глобальный мониторинг и единую диспетчеризацию всех работ на Севморпути. Разработка соответствующих проектов уже идет.

В завершение Ольга Буч, представитель оргкомитета конференции, организаторами которой выступает Ассоциация подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» при поддержке правительства Мурманской области и профильных министерств, выразила надежду на возвращение мероприятия в привычный формат.

- Надеюсь, в следующем году сможем встретиться уже не в таком лайт-формате и продолжить обсуждение арктической темы, - сказала она.