Как пояснил председатель комитета думы по бюджету, финансам и налогам Борис Пищулин, проведение публичного обсуждения исполнения главного финансового документа региона является требованием бюджетного законодательства.
- Нам очень важно услышать мнение общественности по этому поводу, чтобы в процессе анализа выявить недочеты, которые необходимо учесть при исполнении текущего бюджета, - сказал Борис Пищулин.
Председатель облдумы Сергей Дубовой в приветственном слове отметил, что принятые властями меры позволили сохранить устойчивость экономики области, повысить эффективность бюджетных расходов, улучшить структуру государственного долга Мурманской области.
- Бюджет - это прежде всего деньги налогоплательщиков. Поэтому очень важно, чтобы жители области не только знали о том, как расходуются средства, но и понимали процесс формирования и исполнения бюджета, - подчеркнул Сергей Дубовой.
Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин рассказал, что в прошлом году удалось увеличить доходную часть региональной казны более чем на десять процентов к первоначальному плану.
- Мы смогли максимально эффективно использовать данный ресурс для обеспечения достойного качества жизни населения региона, - пояснил Алексей Тюкавин. - Взвешенная долговая политика не допустила дальнейшего роста государственного долга. Выполнение жестких обязательств, на основании которых мы получаем кредиты из федерального бюджета, позволяет обращаться к ним еще. Далеко не всем регионам это удается.
Информацию по исполнению бюджета прошлого года доложила министр финансов Мурманской области Елена Дягилева. Так, его доходы составили 57,6 миллиарда рублей, что на 4,8 процента больше утвержденного законом об областном бюджете объема доходов; расходы - 53,8 миллиарда рублей. Это на 4 процента меньше уточненных бюджетных назначений. Бюджет исполнен с профицитом в объеме 3,7 миллиарда рублей.
О финансировании социальной сферы доложил министр социального развития Мурманской области Сергей Мякишев. Он отметил, что в прошлом году были проиндексированы выплаты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, региональный материнский капитал вырос со 108 тысяч рублей до 121,6 тысячи рублей, а ежемесячная выплата при рождении третьего и последующих детей увеличилась с 11615 рублей до 16130 рублей.
- Полностью удовлетворена потребность граждан в социальном обслуживании на дому в полустационарной форме, - рассказал Сергей Мякишев. - Нет очереди в дома-интернаты общего типа. Но сохраняется очередь в психоневрологический интернат. На 1 января этого года она состояла из 204 человек.
Министр образования и науки Мурманской области Наталия Карпенко доложила о расходовании средств на нужды образования региона. По ее словам, практически исчезла очередь в детские сады. Только в двух муниципалитетах родители ждут, когда детям выделят места. И то речь идет о малышах до трех лет. В Алакуртти эта проблема исчезнет с введением в строй здания детского сада, решается вопрос с Североморском. Немало внимания уделяется развитию вариативного дошкольного образования. В регионе за счет бюджетных средств работают 37 консультативных центров, в которых оказывается помощь родителям, дающим образование дошкольникам на дому, 69 центров игровой поддержки. Наталия Карпенко особенно подчеркнула важность создания в области системы ранней помощи детям до трех лет.
- Высокая доля учебных расходов позволяет обеспечить современную образовательную среду и предоставление бесплатных учебников, - уточнила министр образования и науки. - Далеко не каждый регион может похвастаться тем, что родители учащихся не покупают за свой счет учебники.
Вклад в образование региона дает свои результаты, которые выражаются в высоких баллах ЕГЭ и победе в различных ученических соревнованиях.
О поддержке областным бюджетом муниципальных образований рассказали представили муниципалитетов: начальник управления финансами администрации Апатитов Любовь Савинова и заместитель главы администрации Полярных Зорь Вячеслав Семичев. Выделенные из областной казны деньги пошли на ремонт дорог, подготовку к новому учебному году, поддержку сельских учреждений культуры.
- Члены общественной палаты привлекались к работе практически всех коллегиальных органов, которые занимаются бюджетированием, - рассказал секретарь общественной палаты Мурманской области Юрий Мананков. - От стадии вынесения экспертного заключения на проект закона о бюджете до участия в заседаниях профильных групп программно-целевого совета. Поэтому все предложения и пожелания вносились нами в рабочем порядке. На наш взгляд, необходимо проработать вопросы объективности оценок эффективности использования бюджетных средств.
- Когда мы рассматривали в 2015 году проект закона о бюджете 2016 года, мы называли его осторожным, - рассказал в завершение слушаний Борис Пищулин. - Такой подход оправдал себя, поскольку было трудно прогнозировать поступление доходов в силу сложной экономической ситуации и, соответственно, принимать на себя дополнительные расходные обязательства. Этот осторожный подход позволил в конечном итоге весьма неплохо завершить год.