Это ежегодное мероприятие, которое традиционно организует компания «Норникель», для владельцев малого и среднего бизнеса, креативных предпринимателей, представителей туристического сектора, экоактивистов и инвесторов. На этот раз местом встречи стал Мончегорск. А партнером - еще достаточно молодое, но активное агентство развития Мончегорска.

Шанс для всех

Слет предпринимателей - одно из ключевых событий благотворительной программы «Норникеля» «Мир новых возможностей». С 2017 года компания выступает инициатором его проведения. Первый слет состоялся в Норильске в 2017-м, затем в Никеле и Мончегорске, а в прошлом году из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, он проходил в режиме онлайн. На этот раз выбрали гибридный формат.

Ключевая идея - объединение всех предпринимателей Арктики для обсуждения возможностей развития региона, а главная его тема - возможности развития территорий через креативные индустрии и туризм.

Участников приветствовал глава администрации Мончегорска Виктор Садчиков, он подчеркнул, что сам факт проведения мероприятия, организованного «Норникелем» совместно с агентством развития Мончегорска, говорит о том, что компания заинтересована в развитии города.

Заместитель генерального директора Кольской ГМК, депутат Мурманской областной думы Максим Иванов подчеркнул, что «Норникель» - Кольская ГМК остается градообразующей для Мончегорска. И присутствие столь крупного предприятия не только не мешает, а наоборот дает шанс другим предприятиям всех сфер бизнеса. Компания стремится к развитию предпринимательства в городе металлургов и заинтересована в том, чтобы он был комфортным.

Максим Иванов.

Это утверждение подчеркивает и тот факт, что в ноябре 2021 года «Норникель» стал лауреатом премии «Investment Leaders» в категории «Инвестиции в бизнес» в номинации «Лучшая программа финансовой поддержки бизнеса».

Калейдоскоп проектов

На выставке «Карта инвестиционных возможностей Мончегорска», организованной в рамках слета, представили работы фотографов, приезжавших в Мончегорск на арт-резиденцию, устроенную агентством развития Мончегорска. Они снимали город и окрестности. Участники слета могли в режиме дополненной реальности посмотреть, как планируется развивать эти пространства в соответствии со стратегией по туризму и недавно разработанным для города мастер-планом. Достаточно было навести планшет на изображение - и возникала картина будущего. Участники встречи голосовали за наиболее привлекательные локации - бюллетенями стали пробки от пластиковых бутылок.

Так выбрали проект-победитель, а «голоса» утилизировались, как и баннеры, и вся атрибутика, подлежащая переработке и вторичному использованию, - нынешний слет носил и ярко выраженную экологическую направленность.

Предприниматели с опытом в бизнесе и новички получали не только новые знания, но и заряжались энергией от интересных спикеров, а также единомышленников в зале.

Юная участница форума Кристина Коняхина пришла в предпринимательство буквально со школьной скамьи.

- Мы стартовали чуть больше месяца назад, - рассказала она, - у нас агентство по организации мероприятий, от разработки концепции до реализации. Чаще всего это праздники, но и за деловые мы тоже взяться готовы. Пока в нашем активе в основном корпоративы, юбилеи, детские праздники. Можем привлечь и ведущих, и аниматоров. Мы все ровесники. Школу окончили в этом году. Много лет занимались волонтерством, в том числе помогая в организации различных мероприятий, и параллельно набирались опыта, учились. Дважды выигрывали гранты «Норникеля» по проекту «Мир новых возможностей» по сто тысяч рублей, которые и стали стартовыми.

В этом году Кристина уже сама была экспертом при оценке проектов, поступивших на конкурс в рамках «Мира новых возможностей». Ребята долго не решались на самостоятельный шаг, но в этом году осмелели. Они благодарны за поддержку и «Норникелю», и агентству развития Мончегорска. Все трое юных предпринимателей учатся заочно - решили остаться в родном городе и строить свой бизнес.

…И ярких идей

Тон дальнейшему обсуждению задали «Диалоги у костра» - панельная дискуссия в формате fireside chat. Только вместо привычной гитары звучала флейта в руках музыканта Дмитрия Кузнецова из Рыбинска. Разливая из термоса чаек, гости из разных уголков страны поделились опытом привлечения внимания туристов.

Директор центра территориального маркетинга, эксперт международной программы развития, член экспертного совета при правительстве РФ Константин Гаранин отметил, что для него интереснее всего, когда бизнес начинается буквально с нуля. Он привел пример превращения Киркенеса силами пяти девушек из маленького норвежского городка в культурный центр не только страны, но и всего Баренц-региона. А начиналось все с проекта «Девушки на мосту».

Прозвучали рассказы об организации фестиваля искусств в Иваново от первого - на три дня, с приглашением художников, до нынешнего - многожанрового, продолжавшегося полторы недели. О том, как на льду Байкала удалось создать комфортные для туристов маршруты и условия и другие истории необычных проектов, прежде всего, в сфере туризма.

С большим интересом участники послушали выступление хедлайнера мероприятия Владислава Бермуды - ведущего эксперта по кросс-маркетингу, входящего в десятку ведущих спикеров в сфере маркетинга в России.

Своими впечатлениями о слете поделились организаторы и спикеры.

- Слет предпринимателей проходит у нас не первый год, отметил Максим Иванов, - раньше он был слетом социальных предпринимателей, сейчас статус несколько иной - предпринимателей Арктики. Это логическое продолжение нашей активной позиции по развитию предпринимательства на территории городов присутствия компании. Рад, что с каждым годом растет число его участников. Цель - развитие предпринимательской активности в Мончегорске - будет достигнута. Нам бы хотелось, чтобы Мончегорск знали не только как город металлургов, но и как привлекательный для туристов и уютный для его хозяев и гостей.

- Я много работаю с молодыми ребятами и понимаю, что главный враг любой идеи - неверие, - поделился своими мыслями Владислав Бермуда. - Ты должен попасть в ту среду, которая будет максимально в тебя верить и тебя поддерживать. Прежде всего из близкого окружения. Мешает и недоверие к новой информации: «это точно не про наш город, у нас это не пойдет, это точно не для меня». И еще важный закон успеха: сначала отдаешь, а потом получаешь. Свой продукт, например, на дегустацию, попробовать, а потом получаешь клиентов. Сначала отдаешь знание, а потом получаешь аудиторию… Некоторые думают: а вдруг я отдам, а взамен ничего не получу. Выигрывают те, кто решается отдать... Только 10-15 процентов участников таких мероприятий начинают реально что-то делать. Но интерес к ним все больше, и это очень круто!

Директор агентства развития Мончегорска Анна Федорова в свою очередь подчеркнула готовность поддержать предпринимательские инициативы:

- Наше агентство в нынешнем году стало соорганизатором слета предпринимателей Арктики. Оно работает год, и мы разработали массу документов, определились, что делать, куда двигаться, наметили цели и задачи на ближайшее будущее. Уже сформирован ряд проектов на 2022 год. Будем всячески поддерживать бизнес, в том числе и в сфере туризма, внедрять бренд города, который вот-вот появится.

- На мой взгляд, сегодня самое интересное - работа с малыми городами, - думает Константин Гаранин. - В них есть потенциал для развития, который скрыт, и открытие его, наверное, самое интересное, что может быть в работе эксперта. Мончегорск, Арктика - это та территория, которая сегодня только-только открывается с точки зрения туристического потенциала, креативных индустрий. И быть в основе таких изменений - хороший вызов.

Бывает такое время: открываются окна возможностей, когда есть люди, которые хотят изменений, есть ресурсы для этого, и понимание необходимости перемен. Мне кажется, что в Мончегорске сейчас как раз такое время: есть запрос на изменения, есть люди для этого и предприятие, готовое их поддержать.