Более трех тысяч тонн рыбы привезло вчера в родной порт транспортное судно Мурманского тралового флота "Адмирал Падорин". Из них 200 тонн предназначены для реализации программы "Дешевая рыба".

Давненько уже не встречали с таким приподнятым настроением наши суда. На причале рядом с детьми и родственниками экипажа ожидали швартовки "Падорина" руководители тралфлота, представители администрации города, а в некотором отдалении - докеры, похоже, соскучившиеся по нормальной работе. Подойдя к причалу и отдав швартовые, "Адмирал" оказался в окружении тронутых ржавью промысловых траулеров, точно денди. Темно-синие борта, белоснежная надстройка, общая ухоженность, даже щеголеватость...

И дело не в том, что судно в марте прошло докование на одной из прибалтийских верфей. За три месяца напряженного рейса о любом предшествовавшем ремонте можно забыть. После почти ежедневных швартовок в открытом море для перегрузки рыбы с промысловых судов, когда буйные волны Баренцева так и норовят шибануть один корабль о другой, любой транспорт вернется в порт обшарпанным и ободранным.

А то, что судно выглядит с иголочки, говорит прежде всего о высоком профессионализме его капитана и всего экипажа. Не случайно, поднявшись на борт "Адмирала Падорина" и поздравив команду с удачным окончанием трехмесячного рейса, исполнительный директор Мурманского тралфлота Николай Карлин первым делом вручил капитану Василию Петроченкову Почетную грамоту губернатора Юрия Евдокимова в честь прошедшего Дня рыбака.

- Василий Николаевич, - спрашиваем капитана, - а как вы провели свой профессиональный праздник?

- Перегружали рыбу с "ловца". Работы хватало, но экипаж поздравили. Пришло много приветственных телеграмм - не только от родни и руководства флота, но и из Москвы - от федерального агентства по рыболовству, из Минсельхоза...

- Что, даже и рюмку не подняли?

- Не до того. В условиях рейса праздников не бывает.

В этот раз "Адмирал Падорин" доставил в родной порт достаточно богатый улов: 2 тысячи тонн путассу, 800 тонн сельди, 150 - скумбрии и 100 - ценного прилова. Из трюмов судна на программу "Дешевая рыба" уйдет сто тонн путассу и сто сельди. Странно, но мурманские рыбопереработчики почти не обращались к тралфлоту по поводу закупки сырья, доставленного этим рейсом. А потому, по мнению Николая Карлина, большая его часть будет отправлена наиболее активным потребителям в центр России, кроме той рыбы, которая пойдет на собственное консервно-пресервное производство тралфлота - в Кильдин.

- В этом году, к сожалению, не так часто наши суда заходят в Мурманск, - делится своей озабоченностью Николай Васильевич. - С января это - третий транспорт, плюс несколько промысловых судов, которые здесь разгружались. Экономическая выгода заставляет производить перевалку продукции через порты Санкт-Петербурга. Причем далеко не все здесь зависит от самого мурманского порта. В большей степени сложности возникают из-за таможни, ветеринаров, пограничников и многих иных служб. Не секрет, что пока организация разгрузки в Петербургских портах гораздо выше, чем у нас, и на улаживание разного рода формальностей время, по сравнению с Мурманском, уходит минимальное.

Капитан и моряки из экипажа "Адмирала Падорина" эти слова подтверждают. И это очень обидно. Не первый год идут разговоры и предпринимаются попытки обеспечить режим наибольшего благоприятствования мурманским судам в своем порту, однако пока реальных сдвигов не наблюдается. Более того, пожалуй, еще никогда за последние годы причалы рыбного порта не были столь пустынными, как в нынешнем году. Изредка появляются транспорты, да и те в основном питерские. Но и пенять мурманским флотоводцам на то, что обегают стороной родной берег, нет смысла. Рыба ищет, где глубже, а бизнесмен - где выгоднее. И, конечно, быстрее: время - те же деньги...

Но как бы то ни было, "Адмирал Падорин" вот-вот начнет выгружать рыбу. А неподалеку от него судно компании "Робинзон" - "Генерал Радзиевский". Оно пришло с промысла накануне и также отгрузило 500 тонн путассу для программы "Дешевая рыба". Причем его рыба даже дешевле, нежели у тралфлота. Если тот поставляет путассу по отпускной цене 8 рублей, то "Робинзон" - по 6. Но ему и проще: компания добывает исключительно пелагические виды рыб, а транспортные расходы не так велики, ведь доставляется улов в Мурманск на тех же промысловых судах.

Как родилась программа "Дешевая рыба", которая в последние годы уже достаточно уверенно работает в Мурманске, помнят, наверное, все. Восемь лет назад тогдашний мэр Олег Найденов вышел с инициативой продавать рыбу по сниженным ценам для мурманских пенсионеров, инвалидов, ветеранов войн, многодетных семей и других малообеспеченных категорий граждан. Базовым предприятием, естественно, стал самый большой и надежный флот Мурманска - траловый.

В этом году он имеет договор с администрацией Мурманска на поставку 500 тонн. Цена на продукцию флота для "Дешевой рыбы" вполовину ниже оптовой: селедка поставляется по 10 рублей, путассу - по 8. Правда, транспорт и торговля делают свои небольшие накрутки, однако незащищенные слои населения смогут купить рыбку по божеским ценам - около 12 рублей будет стоить килограмм селедки, около 10 - путассу. Кстати, с начала года уже реализовано более 500 тонн - как тралфлотовской рыбы, так и других компаний.

- Есть ли у вас намерение продолжать это дело? - спросили у первого заместителя мэра Мурманска журналисты.

- Программа "Дешевая рыба" была, есть и будет, - сказал Михаил Савченко Юрьевич. - Я этой программой занимаюсь с 1996 года. Но сложности, конечно, есть. "Адмирал Падорин" - одно из немногих судов, которые доставили рыбу на наш берег. Но траловый флот, выполняя свои обязательства перед городом, ее обязательно привозит для программы. А чтобы не гонять из-за двухсот тонн большое судно, доставляет сюда и остальной улов. А это - радость для порта, работа для тех же докеров, для других служб.

После разгрузки и смены экипажа (правда, капитан Василий Петраченков останется) "Адмирал" снова уйдет в районы промысла. Как-то получается, что он заходит в Мурманск все больше по праздникам. Привез груз к 8 Марта, а теперь вот чуть-чуть опоздал ко Дню рыбака. Но праздники бывают не часто. А так хотелось бы, чтобы суда возвращались в город не только по "красным" датам...

Нина АНТОНЯН