Неделю назад в норвежском порту Еугесунн на танкере спустили багамский флаг и подняли российский. Прежде его звали "Петроскальдом", но к тому моменту на борту уже блестело свежей краской новое имя - "Североморск". Под этим именем судно и заступит на трудовую вахту в Кольском заливе - по планам это случится 1 сентября.

Танкер находится в бербоут-чартере у Северной стивидорской компании, дочерней фирмы ООО "Тангра-Ойл". Грузоподъемность его без малого 40 тысяч тонн, длина 173 метра, нынешняя его специальность - челнок. "Североморск" будет принимать нефть с терминала, построенного "Тангра-Ойлом" на территории 35-го судоремонтного завода, и переправлять на танкер-накопитель "Трейдер" (дедвейт - 127 тысяч тонн), стоящий в заливе. А уже с него "черное золото" будет перегружаться на суда для доставки за рубеж. Схема известная, уже отработанная здесь другими предприятиями.

Сейчас в Кольском заливе уже работают или находятся в стадии строительства несколько нефтеналивных терминалов. Пионером в этом деле стало Мурманское морское пароходство, которое еще в октябре 2000-го ввело в строй рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) производительностью 5 миллионов тонн. Через него переваливается нефть, поступающая из порта Витино.

Пример оказался заразительным. Компания "Роснефть" создала РПК на базе супертанкера "Белокаменка". Сюда нефть доставляется из Архангельска, а в перспективе станет поступать с платформы, которая будет действовать на Приразломном месторождении в Баренцевом море. Через "Белокаменку" можно будет отправлять на экспорт до 10 миллионов тонн в год.

В стадии строительства рейдовый перегрузочный комплекс мощностью 2 миллиона тонн на мысе Мохнаткина Пахта. Его возводит мурманское предприятие "Коммандит Сервис" по заказу холдинговой компании "Судкомгруп СПб". На первом этапе деятельности этого РПК, в течение 2-3 лет, предполагается загружать танкера дедвейтом 50 тысяч тонн через существующий тяжелый плавучий причал, а затем через построенный стационарный. У тяжелого причала будет установлен в качестве бункеровочного склада танкер-накопитель дедвейтом более 100 тысяч тонн.

Со вводом в строй второй сливной эстакады выйдет на мощность в 7 миллионов тонн нефтеналивной терминал на территории 35-го СРЗ. Ведутся работы и по расширению мощности терминала на нефтебазе рыбного порта.

Есть и другие компании, стремящиеся обзавестись аналогичными объектами на берегу или в акватории Кольского залива. Река "черного золота", текущая через него на мировые рынки, становится все шире. А ведь впереди - добыча на шельфе Баренцева моря, которая многократно увеличит объемы углеводородного сырья, переправляемого через наш край. Все это сулит немалую экономическую выгоду области - поступлениями налогов, увеличением количества рабочих мест, загруженностью предприятий стройиндустрии, машиностроительного и судоремонтного комплексов.

Однако в предвкушении прибыли никак нельзя забывать о том, что у нас все больше становится не просто производственных, но потенциально весьма опасных объектов. И чем лучше пойдут дела, тем выше будет степень риска. Кольский залив - он у нас один на всех, причем судоходство в нем сейчас не самое интенсивное. Но если удастся вернуть к родным причалам большинство промысловых судов (а этого давно добиваются и правительство области, и представители предприятий рыбопереработки), в акватории станет не в пример теснее. Кто гарантирует, что в один печальный день какому-нибудь из перевозящих нефть гигантов не впилится в борт шальной "рыбачок"?..

Вот почему контролирующим, природоохранным организациям, ученым и экологической общественности необходимо быть очень внимательными (и даже придирчивыми) к тому, насколько компании, занятые в нефтяном бизнесе, соблюдают требования по защите окружающей среды. Надо сделать все возможное, чтобы впечатляющие экономические перспективы Мурманска и области не оказались перечеркнуты одним росчерком нефтяного пятна.

Юрий БАНЬКО