Он связывает восточные и западные окраины нашей страны. Он тянется от Мурманской области до Приморского края. Северный морской путь - самая протяженная морская трасса России. И пока он существует, наши позиции в Арктике крепки. Как не дать ему захиреть? Об этом много говорилось на заседании Некоммерческого партнерства по координации использования Северного морского пути, которое проходило на днях в Мурманске.

- В западной части Севморпуть сейчас активно развивается. Прежде всего благодаря увеличению перевозок углеводородов, сырья, - отмечает академик Александр Грандберг.

Он часто бывает в Мурманске и отмечает высокие темпы развития грузоперевозок. Говорит, что если удастся реализовать озвученные на совещании в торговом порту планы, то по грузообороту порт вскоре станет одним из крупнейших в мире. Радует его и то, что частные компании стали строить свои транспортные и ледокольные суда.

А вот восточный район Севморпути, по осторожному высказыванию Александра Григорьевича, "пока отдыхает".

- Севморпуть у нас умирает, а вместе с ним умирают прибрежные поселки, - резко высказывает свое мнение начальник управления транспорта и связи Таймырского автономного округа Вячеслав Липинский.

Во многие населенные пункты Таймыра, как, впрочем, Чукотки и Якутии, доставить топливо и продовольствие можно лишь морем, по пути, проложенному ледоколом. К крупным заполярным городам проложены автотрассы, но они не могут решить проблему жизнеобеспечения северных территорий. Правда, есть планы строительства железных дорог до Якутска и Норильска. Только когда они будут (и будут ли вообще) реализованы?

Вот и получается, что вся надежда на Севморпуть. Активный интерес к восточному району Севморпути сейчас появился... у иностранных компаний. Два месяца назад одна из японских фирм старательно выясняла, как пробить здесь "сквозную дыру" для организации трансконтинентальных перевозок. Есть такие планы и у американцев, норвежцев. На следующей неделе в Кембридже пройдет международная конференция, посвященная Севморпути.

- Все готовятся к броску. И если мы будем себя вести робко, то нас потеснят. Но без Северного морского пути нам не отстоять восточный сектор Арктики, - возмущается представитель Приморского пароходства Семен Гринберг.

Главная цель партнерства как раз и состоит в укреплении позиций России на Севморпути.

- Мы не стараемся проводить свои заседания в Москве. Ведь одно дело послушать доклады, совсем другое - увидеть все своими глазами, - отмечает исполнительный директор партнерства Владимир Михайличенко.

В первый день заседание партнерства проходило на борту атомного ледокола "Россия", во второй - в управлении "Росморпорта" и на танкере "Белокаменка". На деле убедившись, как управляется атомный флот, члены партнерства высказали неодобрение вынашиваемым наверху планам забрать флот у Мурманского морского пароходства и передать его специально созданной государственной организации.

- В состав нашего Ленского пароходства тоже входят ледоколы. Они - государственная собственность. Но пароходство их эксплуатирует, содержит. Для этого у предприятия есть вся необходимая инфраструктура. Такую форму эксплуатации ледоколов мы считаем наиболее оптимальной. Ведь если передать их госструктуре, то флот захиреет, - отмечает министр транспорта, связи и информации правительства Республики Саха (Якутия) Владимир Членов.

МПП, кстати, в конце сентября вновь будет проверять счетная палата, выявившая "злоупотребления" в управлении атомным флотом. Но партнеры решили присоединить свой голос в поддержку Мурманского пароходства.

А голос у этого общественного органа хоть и совещательный, но весьма весомый. Ведь в партнерство входят 6 губернаторов, оно объединяет 30 организаций, 5 пароходств, несколько крупных предприятий, 3 иностранные компании. Возглавляет партнерство заместитель председателя Госдумы, заслуженный полярник Артур Чилингаров.

- На первом этапе для нас было главным собрать всех заинтересованных людей, выслушать их мнения и подумать, как нам действовать дальше, - говорит исполнительный директор партнерства Владимир Михайличенко.

Проблемы самой северной морской трассы России Владимир Владимирович знает не понаслышке. Он 25 лет отходил в море капитаном дальнего плавания, 20 из них отстоял на мостике судов Мурманского морского пароходства. Затем был начальником администрации Севморпути. Но потом эту структуру ликвидировали. И сегодня государственного надзора за самой северной морской трассой России нет.

На заседании партнеров поднимался вопрос о возрождении этой структуры при Минтрансе. Губернатор нашей области Юрий Евдокимов даже предложил разместить ее в Мурманске. Это предложение было с энтузиазмом воспринято Артуром Чилингаровым. Он, кстати, обещал донести все поднятые на заседании вопросы до Президента Путина, с которым будет встречаться в конце сентября.

А главной темой нынешней встречи стало обсуждения проекта закона "О Севморпути". Партнеры считают, что лишь хорошо отработанная законодательная база поможет в решении проблем самой северной морской трассы России.

- Саха еще несколько лет назад пыталась выйти с инициативой принятия такого федерального закона. Но в одиночку нам это сделать не удалось, - делится Владимир Членов.

Но теперь бороться предстоит не в одиночку... Конечно, в ходе дискуссий мнения партнеров не всегда совпадали. К примеру, руководство порта Витино, расположенного в Кандалакшском заливе, высказывало предложение включить в Северный морской путь и часть Белого моря. Не все с этим были согласны. Но... в споре ведь и рождается истина.

Как отмечали участники заседания, такие встречи в виде регулярных диалогов бизнеса и власти просто необходимы. Ведь чиновники знают проблему с одной стороны. У предпринимателей к ней подход совсем другой. Но лишь изучив все в комплексе можно добиться хорошего результата.

Наталья ГРЕЧИНА