Приближается конец года. В эту пору обычно подводят итоги, заглядывают в перспективу. В Кандалакшском вагонном депо, например, итоги обещают быть весьма неплохими. Перспектива видится тоже обнадеживающей, как поведал мне руководитель предприятия Роман Власов (он на снимке).

Если начать с перспектив, то ближайшая - это серьезные структурные изменения в депо. Они произойдут во всем вагонном хозяйстве отрасли и очень скоро. Дело в том, что, акционировавшись, железнодорожники страны главный акцент в своей деятельности переносят, понятно, на экономическую эффективность. В вагонном хозяйстве решено отделить функции технического обслуживания подвижного состава от плановых видов ремонта.

Кандалакшское депо помимо ремонта вагонов занимается техническим обслуживанием грузового подвижного состава, что курсирует в пределах Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. Для этого содержит штат специалистов по осмотру вагонов на станциях Кандалакша и Ковдор. Подобная структура характерна практически для всех вагоноремонтных предприятий страны. Теперь из их штатов решено вывести специалистов, которые занимаются технической эксплуатацией подвижного состава. А вагонным депо оставляют функции исключительно ремонта.

Руководящие документы из департамента вагонного хозяйства ОАО "РЖД" вот-вот должны поступить. И в Кандалакше уже идет подготовка к структурному изменению, в результате которого 125 специалистов будут переведены в новое самостоятельное предприятие. Оно и призвано осуществлять повседневное техническое обслуживание подвижного состава на Мурманском отделении дороги. А среди остающихся в депо 308 рабочих и инженерно-технических сотрудников предстоит эффективно распределить обязанности. И этим сейчас занимаются.

Чего ждут от перестройки? По мнению Романа Михайловича, разделение должно прежде всего улучшить качество производимых работ. Ведь каждое предприятие станет заниматься своим делом и именно в нем специализироваться. В экономическом отношении это позволит, как считает мой собеседник, оптимизировать финансы и таким образом эффективнее работать на прибыль.

Перспективы, оказывается, связаны с некоторыми итогами работы предприятия в нынешнем году. В частности, коллектив депо заработал, по словам его руководителя, неплохие деньги. Во многом - за счет оказания ремонтных услуг "собственникам", как называют здесь частные фирмы, имеющие в собственности подвижной состав. Это "Евросиб", "Леготранс", "РВД-Сервис", "Трансгарант", Сибирская угольная компания и другие операторские компании России, чьи вагоны курсируют по линиям Мурманского отделения дороги.

В этом году кандалакшане ежемесячно ремонтируют по 40-60 вагонов "собственников". Их количество должно возрасти, поскольку нынешняя политика ОАО "РЖД" предусматривает, что половина всего вагонного парка страны должна принадлежать ему, а другая - "собственникам". Уже 35 процентов подвижного состава выкуплено такими компаниями. Разумеется, ремонтировать свои вагоны они смогут там, где есть соответствующая база, то есть в вагонных депо.

И оптимизм Романа Михайловича при взгляде в перспективу, по крайней мере будущего года, основан на том, что уже заключен ряд договоров на ремонт вагонов "собственников". А еще его оптимизм связан с новыми возможностями предприятия. Дело в том, что кандалакшане получили разрешение департамента на производство капитального ремонта полувагонов. Планируется в будущем году ремонтировать ежемесячно 70 полувагонов, что весьма прилично. Вместе с обычными "деповскими" ремонтами вагонов и работами с подвижным составом "собственников" просматривается практически полная загрузка предприятия. А значит, и мощности его будут использоваться максимально, и рабочие места сохранятся.

Игорь ЧЕСНОКОВ, Кандалакша