Подобно тому, как все основные вехи нашей личной жизни регистрируются в загсе, события жизни деловой отслеживаются налоговыми органами. Рождение, заключение брака, рождение детей, их свадьбы, появление внуков. Это я о загсе. Радостные моменты. Загс, как правило, ассоциируется с праздником. В первую очередь, со свадебным маршем Мендельсона.

Я попытался найти музыкальную тему для налоговых органов. И знаете, большинство моих знакомых почему-то вспомнили знаменитое бетховенское "та-та-та-та-а-а-а". Сам композитор говорил, что так судьба стучится в дверь. Что ж, в наши дни она ко многим приходит именно в образе налогового инспектора.

Всенародной любви люди этой профессии не снискали, наверное, ни в одной стране мира. (Ничего обидного в этом нет - вспомните про стоматологов. Те уж подлинные гуманисты, а заходишь в кабинет - ноги подкашиваются.) Но и упреки в адрес налоговиков чаще всего не выдерживают никакой критики.

Давайте разберемся. За что их ругают? Налоги высокие, формы отчетности все время меняются - не уследишь. Но ставки налогов устанавливает государство. Равно как и формы отчетности спускаются сверху, все из той же Москвы. Налоговики лишь выполняют закон. И от постоянных изменений, царивших в законодательстве все последние годы, они устали не меньше, чем налогоплательщики. Ведь им самим всякий раз точно так же нужно привыкать к новым требованиям. Причем на новую форму работы они обязаны перейти первыми, задав, так сказать, тон.

За что еще их ругают? За очереди в инспекциях? Но господа бухгалтеры и индивидуальные предприниматели, разве не вы сами порой тянете со сдачей отчетности? А потом в последний день все вместе, как на амбразуру... Грудью на заветное окошечко. А вы представьте, каково тем, кто сидит по другую сторону этого самого окошечка. Когда толпа напирает, и от каждого нужно принять бумаги, просмотреть, оформить должным образом. Поработайте-ка так смену, другую, третью... Представили? То-то же.

Но как бы ни относились конкретные граждане к налоговым органам, все без исключения признают: без них не обойтись, это неотъемлемая часть государственной системы. Регистрация бизнеса, финансовая прозрачность его деятельности, правильность расчетов с государством, снятие с учета при ликвидации - вся эта информация аккумулируется и контролируется их сотрудниками. Давайте и мы хоть одним глазком заглянем на налоговую "кухню" управления МНС России по Мурманской области.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

Начнем, пожалуй, с регистрации. Интересно же узнать, сколько у нас предприятий и организаций.

- А какие цифры вас интересуют? - несколько озадачивает меня своим вопросом начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Галина Прозорова.

- Они у вас разные, что ли? - я явно чего-то не понимаю.

Дело в том, объясняет Галина Константиновна, что согласно Единому госреестру налогоплательщиков на учете в области состоят более 18 тысяч предприятий. При этом в созданный в течение 2002 года Единый государственный реестр юридических лиц включено лишь около 12 тысяч из них. Остальные (как нетрудно подсчитать, их около 6 тысяч) сведений о себе не подали. Это так называемые мертвые души, большинство из которых существует только на бумаге. По закону их бы надо ликвидировать, но...

- Предусматривалось, что ликвидация пойдет за счет средств федерального бюджета, - продолжает Прозорова. - Но в 2003 и 2004 годах денег на это выделено не было. Ну а бюджет на будущий год еще не принят. Пока же, чтобы подстраховаться от сотрудничества с недобросовестными партнерами, можно зайти на сайт нашего министерства www.nalog.ru. На нем размещена информация обо всех организациях, не предоставивших сведения о себе. Данные есть по каждому региону...

Да, ситуация непростая. Ведь одной из целей создания ЕГРЮЛ было избавление от фирм-призраков. Но работа в этом направлении не завершена.

- В Правительстве России до сих пор дискутируется вопрос, как же с ними поступить, - комментирует положение дел и.о. руководителя управления Нина Жалгасова. - Высший арбитражный суд предлагал, на мой взгляд, весьма разумный вариант: не тратить деньги на ликвидацию, а опубликовать в региональных СМИ списки этих предприятий с предупреждением, что им, допустим, дается полгода на то, чтобы подать сведения о себе. Не явившихся автоматически исключат из реестра. Тому, кто будет с этим не согласен, придется доказывать свою правоту через суд. Но эта точка зрения не принята. А Минэкономразвития предлагает все же вести ликвидацию через арбитражный суд...

От юридических лиц перейдем к индивидуальным предпринимателям. Тут цифры тоже разнятся. Формально их у нас 37,5 тысячи. Именно столько состоят на учете.

- Но мы знаем, что около 6 тысяч уже выехали за пределы области, - тут же уточняет Галина Прозорова. - Однако заявления о снятии с учета они не подали. Поэтому исключить их из информационного ресурса мы не можем, пока не завершим формирование ЕГРИП...

Единый госреестр индивидуальных предпринимателей (по аналогии с ЕГРЮЛ) создается в этом году. И здесь у налоговиков намечается проблема. Несмотря на то, что с 1 января будущего года деятельность не включенных в реестр станет незаконной, предприниматели не спешат подавать сведения. Пока о себе заявила лишь треть из них. Чуть получше ситуация в Мончегорске, Апатитах, Оленегорске и Ковдоре. Ниболее пассивны Мурманск, Кольский район и Североморск. Так, в областном центре из 15 тысяч предпринимателей подали сведения о себе только 5 тысяч. Поэтому есть опасность, что в конце декабря начнется ажиотаж. В инспекциях выстроятся огромные очереди. И что, опять будут ругать налоговиков? Это еще раз к вопросу об объективности.

Еще одно направление работы отдела, возглавляемого Галиной Прозоровой, - присвоение гражданам идентификационных номеров налогоплательщиков. ИНН у нас в области имеют 807 тысяч физических лиц. Отныне он дается всем с рождения.

Основная кампания давно завершилась. Так, по крайней мере, считали сами налоговики. Но в последнее время в инспекции стало поступать неожиданно много заявлений о присвоении ИНН. И здесь Галина Константиновна считает нелишним напомнить: для решения этого вопроса гражданам нужно обращаться в налоговые инспекции по месту постоянной регистрации. Прописан человек в Москве или Питере, там и должен получить ИНН.

РЕАНИМАЦИЯ СТАНЕТ ЖЕСТЧЕ

Задачи, стоящие перед налоговыми органами, постоянно усложняются. В этом году, после ликвидации Федеральной службы по финансовому оздоровлению и несостоятельности (банкротству), именно им были переданы основные функции ФСФО.

- Для нас это огромный пласт работы, - отмечает Нина Жалгасова. - Раньше у нас был отдел по принудительному взысканию недоимки. Банкротством же занималась ФСФО. Теперь оба эти направления объединяются. Мы создаем отдел по урегулированию задолженности и обеспечению процедуры банкротства...

Новый отдел будет пытаться вывести предприятие из кризиса, одновременно добиваясь погашения им задолженности. О важности второй задачи говорит следующий факт: от территориального органа ФСФО областное управление МНС приняло 190 дел по предприятиям, находящимся в процедуре банкротства. Недоимка по ним составляет 1 миллиард 400 миллионов рублей.

- У ФСФО вопрос задолженности не стоял вообще. Они лишь старались оздоровить предприятие, - продолжает Нина Мухангалиевна. - Хотя, по нашим данным, за все время их работы никого, по сути, оздоровить так и не удалось. Запускался процесс банкротства, он шел годами. При этом не было ни реанимации деятельности предприятия, ни выплаты долгов государству. Мы будем подходить к этому вопросу более жестко. Сейчас анализируем работу саморегулирующихся организаций, арбитражных управляющих. Сделаем выводы, с кем стоит работать, а с кем - нет. Их работа должна быть эффективной. Банкротство не должно быть ради самого банкротства, как порой бывало, когда все имущество предприятия, все права по его управлению передавались арбитражному управляющему, а дальше процесс никого не интересовал. С этим будет покончено. Мы будем добиваться максимального погашения долгов перед государством...

В ПЕРСПЕКТИВЕ - ТОЛЬКО "МЫЛО"

Налоговые органы намерены нанести сокрушительный удар и по бумажному морю документооборота. Начался переход к системе предоставления налоговой отчетности в электронном виде. Проще говоря, по электронной почте, или "мылу" (от английского e-mail). Это стало возможным после разработки нового программного продукта. С осени все десять инспекций нашей области уже перешли на него.

Раньше подобного виртуального единообразия в структуре МНС не было. Часть регионов, наша область в том числе, использовали чебоксарские разработки, другие - московские или нижегородские. Они отличались друг от друга. Теперь все едино. Причем новый программный продукт объединяет в себе все направления, по которым работают налоговые органы. Плюс к этому налогоплательщик всю отчетность может отправлять по одному адресу. Ему не надо отдельно идти в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

- Работа по переходу к передаче данных в электронном виде и на магнитных носителях ведется давно, - рассказывает заместитель руководителя управления Юрий Пода. - На первом этапе нововведение касалось отчетности по уплате налога на доходы физических лиц. И на сегодня у нас в области 99 процентов предприятий предоставляют эти сведения в электронном виде...

Это, так сказать, был пробный шар. Затем систему ЭОКС (электронная отчетность по каналам связи) решено было распространить на все виды отчетности. Выгоды от этого для обеих сторон очевидны. Работа налоговиков существенно облегчается: не надо вручную вводить данные в компьютер, сразу можно проверить поступившую документацию на наличие ошибок. Налогоплательщики же могут отправить отчет, не выходя из кабинета. А кроме того, сама программа опять же предусматривает выявление возможных ошибок уже на этапе заполнения формуляров.

Повторяю, МНС декларировало переход на систему ЭОКС с 1 сентября этого года. Но пока предприятия не обязаны предоставлять отчетность в электронном виде. Налоговики предлагают, убеждают, пропагандируют, но не требуют. Но все идет к тому, что скоро это станет обязанностью. В Правительстве страны уже готовится соответствующий закон. Так что налогоплательщикам есть о чем задуматься.

Впрочем, сдвиг в их психологии налицо. На систему ЭОКС уже перешли 9 из 25 крупнейших и 72 из 197 основных (есть у налоговиков такой термин) налогоплательщиков региона. А всего из приблизительно 11 тысяч компаний и 22 тысяч индивидуальных предпринимателей, реально осуществляющих деятельность, в электронном виде сдают отчетность 1250 юридических лиц и около 200 физических.

Незначительный процент охвата индивидуалов связан с тем, что многие из них перешли на уплату единого налога на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения. Отчетность у них минимальная. И выгода от перевода ее в электронный вид не столь очевидна. Еще один сдерживающий фактор, по мнению Юрия Поды, состоит в том, что в области пока действует всего один специализированный оператор связи. Он и диктует цены на свои услуги по передаче данных. Рынку нужна конкуренция. И вскоре она появится.

Решение все более сложных задач, особенно переход на ЭОКС, требует модернизации технической базы налоговых органов. С ней сталкиваешься прямо на входе в управление МНС, где вовсю идет ремонт. Впрочем, ремонт, конечно же, не главное. Гораздо важнее - хотя и не столь заметна на глаз - активная смена компьютерного парка.

- Наши программные продукты всегда были на шаг впереди тех, что используются большинством других государственных служб и бюджетных организаций, - с гордостью объясняет Юрий Пода. - Работа с ними требует соответствующей техники. Мы постоянно занимаемся ее обновлением. К нам за уже списанными компьютерами обращаются и милиция, и воинские части, и детский сады. Для них эти машины - продвинутые, для нас - вчерашний день...

ТОЧНО ПО РЕГЛАМЕНТУ

Не стоит объяснять, что налоговики работают не только с техникой, но и с людьми. И работа с налогоплательщиками постоянно совершенствуется. В августе министерство выпустило новый регламент на сей счет. Он определяет порядок сдачи и приема налоговой и бухгалтерской отчетности, правила приема граждан в инспекциях, порядок организации их информирования. Кстати, вся информация предоставляется бесплатно. Сроки для ответа на письменные запросы следующие: 15 дней для физических лиц, 30 - для юридических. Впрочем, последний сокращается в два раза, если компания предоставляет отчетность в электронном виде. Дополнительный повод перейти на ЭОКС, не правда ли?

- Все идет к тому, чтобы человек приходил в налоговую инспекцию только в определенное помещение, не бегал по этажам и кабинетам, а мог сдать отчетность любому инспектору, - рассказывает заместитель начальника отдела организации работы с налогоплательщиками и СМИ областного управления Ирина Петрова. - Для этого в инспекциях создаются специальные операционные залы. Здесь можно сдать отчетность, получить всевозможные справки, подать заявление, сверить свои расчеты с бюджетом, получить любую информацию. Два таких зала - в Мурманске и Апатитах - уже созданы. До конца года они появятся еще в двух инспекциях, а в будущем году - и в оставшихся...

В операционном зале ИМНС по городу Мурманску нас встречает начальник отдела работы с налогоплательщиками инспекции Николай Рашин, который и показывает нам свое хозяйство. Собственно говоря, залов два - для физических и юридических лиц. Здесь же ящики для бесконтактного приема налоговой отчетности. Это для тех, кто не хочет стоять в очереди. Замечу попутно: во время нашего посещения инспекции никаких очередей в зале не наблюдалось.

Кстати, налогоплательщики, предоставляющие документы не только на бумаге, но и на дискетах (так сказать промежуточный вариант между электронной почтой и чисто бумажным документооборотом), обслуживаются вне очереди (если таковая появится). И это еще один плюс новых технологий.

- Труд наших инспекторов очень интенсивный, - объясняет Рашин. - Поэтому четыре часа они ведут собственно прием, а еще четыре занимаются другой работой: обрабатывают данные, оформляют справки.

На стендах операционного зала - вся необходимая информация. Есть даже компьютер с "Консультантом Плюс". Любой предприниматель (для компаний эта услуга, конечно же, не очень актуальна) может скачать отсюда всю необходимую информацию.

- Для более оперативного информирования налогоплательщиков у нас в управлении и в инспекциях действует еще и телефонная справочная служба, - продолжает Ирина Петрова. - Прием звонков ведут наиболее грамотные, знающие сотрудники. Чаще всего люди интересуются, как можно получить имущественные и социальные налоговые вычеты, как заполнить декларацию, что в нее включать, спрашивают и о сроках уплаты тех или иных налогов. Телефоны справочных служб инспекций можно найти на нашем региональном сайте www.r51.nalog.ru. Обязательное условие: позвонившие должны представиться - назвать себя и организацию. У нас ведется специальный журнал регистрации. Для анонимных звонков существуют телефоны доверия...

КАДРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ ИСТОРИИ

Сейчас даже трудно поверить, что весь этот сложный и хорошо отлаженный механизм создан за неполные пятнадцать лет. Но это правда, и тому есть свидетели. Начальник отдела кадров управления Татьяна Братищева работает в налоговых органах со дня их образования.

- 6 апреля 1990 года был назначен первый руководитель областной налоговой службы, - вспоминает она. - Тогда мы входили в состав Минфина СССР. В мае-июне на работу были приняты первые 14 человек. Основной поток приступил к работе с июля. Костяк был сформирован за счет работников финансовых органов. Пока у нас не было официального профессионального праздника, мы отмечали его именно 1 июля - как день создания налоговых органов. А дату 21 ноября будем праздновать четвертый раз...

Сейчас в налоговых органах области трудится около 1300 госслужащих и служащих. Вместе с техническим персоналом - водителями, уборщицами - коллектив насчитывает приблизительно 1500 человек.

88 процентов имеют высшее образование, 8 процентов закончили два вуза. Большинство получили второе образование, уже работая здесь. По словам Татьяны Николаевны, руководство к этому относится с большим пониманием. Кроме того, сотрудники постоянно проходят курсы повышения квалификации. Отвлечение человека от работы на две-три недели затем окупается сторицей: нет ничего ценнее в наши дни, чем знания, умение работать по самым передовым технологиям.

- На 84 процента коллектив женский, - продолжает Татьяна Братищева.- Я имею в виду госслужащих. Наша работа требует усидчивости, кропотливости. А мужчины больше любят разнообразие: поработать, потом выйти покурить, пообщаться. А здесь надо сидеть над бумажными кипами. Особенно это заметно в камеральном контроле - там тонны документов надо переработать...

В кадровой политике налоговики делают ставку на молодежь. Часто будущие сотрудники приходят сюда еще со студенческой скамьи, на практику. К ним присматриваются, руководят их дипломными работами. Лучших затем приглашают на работу.

Но можно прислать резюме и по Интернету. Скорее всего, вас пригласят на собеседование, попросят заполнить анкету. В общем, рассмотрят кандидатуру. Особенно востребованы специалисты по информационным технологиям. Это опять-таки связано с процессом модернизации.

Действует и целевой набор в Налоговую академию. Она недавно создана в Москве. Через два года первый выпуск северян также ждут на работу.

Вообще говоря, поработать в налоговых органах стремятся многие. Для молодого специалиста это великолепная школа. Но и текучесть кадров тоже велика. Только за 9 месяцев этого года из коллектива ушли 137 человек - около 11 процентов личного состава! Основная причина - низкая заработная плата. Молодежь получает знания, опыт и уходит - в суды, органы госуправления, коммерческие структуры. Недавно был случай, когда молодому человеку предлагали должность заместителя начальника отдела, но он ушел в один из банков... рядовым сотрудником. Потому что там оклад в два раза выше.

Правда, руководство УМНС говорит на это: ну и что, зато налогоплательщики будут образованными, грамотными. Это тоже большой плюс. Плюс-то он плюс, и все-таки...

- У нас зарплата в 3-5 раз ниже, чем в других аналогичных по статусу структурах, - говорит Нина Жалгасова. - Поэтому мы и теряем кадры. Это тяжело сказывается на работе. Но я надеюсь, что когда-нибудь ситуация изменится. Она просто не может не измениться. Иначе налоговая служба не достигнет тех результатов, которые возлагает на нее государство. А от того, как мы работаем, зависит, как будет выплачиваться зарплата бюджетникам, пенсии, вообще, как будут жить регионы и страна...

Но отвлечемся от грустного. Коллектив не только работает, но и отдыхает. За спортивную жизнь УМНС - на общественных, заметим, началах - отвечает начальник отдела безопасности управления Анатолий Ершов.

- Многие сотрудники приходили к нам на работу, имея немалый спортивный багаж, - рассказывает он. - Среди них есть и перворазрядники, и кандидаты в мастера. Они продолжают заниматься спортом. Поддержку в этом нам оказывают общество "Динамо", профсоюзы. Занимаемся рукопашным боем, футболом, плаванием... Результаты неплохие. Этим летом на второй спартакиаде налоговых органов Северо-Западного федерального округа мы заняли первое общекомандное место. Правда, на всероссийском этапе команда округа, в которую вошли наши сотрудники, оказалась в середнячках. Но у нас есть очень хорошие результаты в личном зачете...

И ЕЩЕ РАЗ О ПРАЗДНИКЕ...

- Работа у нас неблагодарная. Люди не до конца ее оценивают, продолжая считать, что налоговые органы собирают деньги в первую очередь для себя. Хочется, чтобы налогоплательщики повернулись к нам лицом, - так неожиданно начал свое поздравление Юрий Пода. - Надеюсь, что когда-нибудь закончатся наши модернизация и реорганизация, которые идут последние лет 5-6 постоянно, и нам установят значительные оклады. Я поздравляю наших сотрудников с праздником и верю, что солнце нам улыбнется, и работники налоговых органов почувствуют от государства ту отдачу, которую они заслуживают. И работа будет приносить им больше удовлетворения, чем сегодня...

- Сейчас нами взят курс на повышение эффективности контрольной работы, - подчеркнула Нина Жалгасова. - Идет перестройка налоговых органов, инспекции укрупняются, становясь более мощными. Возрастают их возможности аккумулирования информации и ее проверки. За счет этого, я уверена, мы не допустим, чтобы люди, которые нарушают налоговое законодательство, ушли от ответственности. Для этого, несмотря на все трудности, нам всем нужно трудиться и дальше честно и добросовестно. Я хочу пожелать всем сотрудникам налоговых органов области бодрости духа и поблагодарить их. Потому что все, что мы делаем, чего добились - это исключительно их заслуга.

Игорь ЯГУПОВ