Почем тепло для народа? Точнее, во что обходится северянам то, из чего тепло производится, - топочный мазут? Этому вопросу был посвящен брифинг, который провел вчера председатель областного комитета по тарифному регулированию Анатолий Виноградчий.

Вопрос интересен и сам по себе, особенно зимой. Но нынче его заострило выступление одного из депутатов областной думы на последнем заседании правительства области. При рассмотрении вопроса о готовности края к зиме он упрекнул наши теплоснабжающие предприятия в том, что они закупают топливо по завышенной цене. В частности, речь шла о "ТЭКОСе". Губернатор тут же отреагировал, поручив Анатолию Виноградчему сделать анализ ситуации и довести его результаты до общественности.

Сам генеральный директор "ТЭКОСа" Игорь Сабуров вчера так прокомментировал обвинения в закупке дорогого топлива:

- Смешно даже говорить об этом - есть же статистика! И она свидетельствует: наше предприятие закупает топливо по одной из самых низких цен в регионе.

А Анатолий Виноградчий во время брифинга разложил все по полочкам.

- Я занимаюсь регулированием тарифов с февраля 1997 года. И могу ответственно сказать: у нас никогда не было серьезных претензий к "ТЭКОСу" с точки зрения стоимости закупаемого им мазута, - подчеркнул он. - Предприятие ведет открытую и экономически достаточно эффективную политику в этом вопросе.

Известно: стоимость топлива является определяющей в структуре тарифа на тепловую энергию. За последнее время она значительно возросла. Мазут ведь продается на свободном рынке, и его цена регулируется только соотношением спроса и предложения.

Напрямую сравнивать стоимость топочного мазута у нас и в других регионах некорректно. Всегда нужно учитывать транспортные расходы. Скажем, в конце ноября на Московском нефтеперерабатывающем заводе мазут стоил 2100 рублей за тонну. Но чтобы привезти его в Мурманск, нужно заплатить еще 940 рублей.

- В 2000 году средняя цена мазута в Мурманской области составляла около 1700 рублей. В том числе железнодорожный тариф - около 300 рублей. На начало 2003 года стоимость мазута выросла до 3386 рублей. Транспортные расходы при этом в среднем достигли 1000 рублей. Как видим, за три года стоимость мазута поднялась в два, а его доставка в Мурманск - в три раза, - отметил Виноградчий.

С учетом нормативов расхода топлива, его цены, транспортных расходов комитет по тарифному регулированию закладывает топливную составляющую в утверждаемые тарифы.

- Мы постоянно проводим мониторинг цен по всем нефтеперерабатывающим заводам как с транспортной составляющей, так и без нее. На 2004 год, исходя из цены, сложившейся на рынке, мы заложили в тариф для всех предприятий региона одну и ту же цену на топочный мазут. А именно - 3500 рублей за тонну. Так вот, по итогам девяти месяцев у "ТЭКОСа" этот показатель составил в среднем 2890 рублей. Где же здесь переплата? - подвел итог Анатолий Виноградчий.

Игорь КУРСАКОВ