Решение проблемы дефицитности муниципальных бюджетов зависит, в том числе, от активных действий руководителей этих образований по дополнительному привлечению неналоговых доходов в местную казну. Состав этих доходов определен статьей 41 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ динамики поступления неналоговых доходов в муниципальные бюджеты показал, что в 2004 году они возросли на 3,3% по сравнению с 2003 годом и составили в целом по области 507 млн. рублей.

В структуре неналоговых доходов основная доля поступлений (около 90%) приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных организаций, около 9% приходится на административные штрафы и санкции. Таким образом, объем поступающих в местные бюджеты неналоговых доходов практически полностью зависит от эффективности управления и использования муниципального имущества.

По данным экспертно-аналитического отдела департамента информационного обеспечения Мурманской области, более половины неналоговых доходов, поступающих в бюджеты муниципальных образований, приходится на долю областного центра, что объективно обусловлено спецификой нашего региона, неравномерной плотностью населения и различиями в уровне его платежеспособности.

В целом поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных организаций в 2004 году по сравнению с 2003 годом в бюджет г. Мурманска увеличились на 12,6% и составили 240 млн. рублей. Более высокий рост поступления неналоговых доходов от использования имущества в 2004 году обеспечили органы местного самоуправления г. Кандалакши - на 53,7%, гг. Апатиты и Полярные Зори - на 41,9%, г. Оленегорска - на 32,6%, Кольского района - на 60,6%, п. Мурмаши - на 29,6%. В Ловозерском районе эти поступления увеличились в 2,5 раза.

Снизились поступления неналоговых доходов от использования имущества в 2004 году в бюджеты г. Мончегорска, г. Колы, Печенгского и Терского районов, пос. Молочный и с. Териберка.

Обращает на себя внимание ситуация с поступлением доходов от сдачи в аренду муниципального нежилого фонда.

Если в целом по области поступления доходов от аренды в местные бюджеты в 2004 году возросли на 13,6% по сравнению с 2003 годом, то в бюджет г. Мурманска в 2004 году доходов от аренды муниципального имущества поступило всего на 3,4% (или на 4,2 млн. руб.) больше. Хуже положение только в г. Кола и п. Молочный.

Все остальные муниципальные образования в 2004 году обеспечили значительно больший в относительном выражении прирост поступлений доходов от аренды имущества в свои бюджеты. Например, поступления доходов от аренды в бюджет г. Полярные Зори увеличились на 60,7% или на 3,4 млн. руб., г. Кандалакша - на 83,6% или на 3,0 млн. руб., г. Оленегорск - в 2 раза или на 2,8 млн.руб., г. Кировск - на 35,5% или на 2,6 млн.руб., г. Апатиты - на 35,8% или на 2,1 млн. руб. Прирост доходов от аренды на сумму свыше 1 млн. руб. в 2004 году обеспечили органы местного самоуправления г. Мончегорска, Ковдорского района и даже пос. Мурмаши.

Вероятно, на ситуации с поступлением доходов от аренды в бюджет г.Мурманска в 2004 году сказалось сокращение числа объектов арендуемой муниципальной собственности. Как уже широко освещалось ранее в СМИ, по инициативе руководителей администрации г. Мурманска на протяжении 2002 - 2004 годов по договорам мены ряд муниципальных объектов был передан в частную собственность: в 2002 году - 2 помещения, в 2003-м - 9 помещений, а в 2004 году - уже 51 помещение. Все передаваемые помещения находились в основном в центральной части города (первой и второй зонах) и попадали под повышенный коэффициент зональности при расчете величины арендной платы.

Поскольку муниципальные помещения передавались в частную собственность по договорам мены в обход установленной законодательством процедуры приватизации, то и доходы от реализации имущества муниципальных предприятий и организаций в бюджет г. Мурманска в 2003-2004 годах не поступали. В составе доходов от реализации муниципального имущества (от продажи материальных активов) в бюджет г. Мурманска поступали только доходы от продажи квартир: в 2003 году - 1,5 млн. руб., в 2004 году - 1,4 млн. руб. (снижение на 4,3%).

Следует отметить, что за I квартал 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в г. Мурманске снизилось даже поступление доходов от аренды муниципальных нежилых помещений на 5,0% и составило 28,7 млн. руб. При этом доходы от реализации имущества муниципальных предприятий и организаций в бюджет г. Мурманска в январе-феврале 2005 года также не поступали.

В конце марта 2005 года депутаты Мурманского городского совета проголосовали за повышение базовых ставок арендной платы, предложенное городским комитетом имущественных отношений: в первой и второй зонах (центр города) в размере до 14 рублей за квадратный метр в месяц, в третьей-четвертой зонах - до 11 рублей, в пятой - до 7. Другими словами, арендную плату планируется повысить почти вдвое, чтобы за счет этого в 2005 году в городской бюджет вместо прошлогодних 125 млн. рублей поступило 225 млн. рублей.

Однако удвоить поступления доходов от арендной платы в бюджет г. Мурманска в 2005 году уже не получится, поскольку платежи по новым арендным ставкам будут взиматься не с начала года, а только с 1 мая 2005 года по мере планируемого вступления принятого решения в силу. Кроме того, на настоящий момент данное решение еще официально не опубликовано, чтобы рассматривать его как состоявшийся факт. Тем не менее оно широко представлено в СМИ в качестве примера эффективных мер, принимаемых местными органами власти по повышению поступлений в городской бюджет, особенно накануне рассмотрения бюджета г. Мурманска в департаменте финансов Мурманской области и определения размера выделяемой областному центру дотации.

При этом необходимо отметить, что предусмотренный Методикой расчета арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Мурманска коэффициент инфляции в составе расчетной величины арендной платы администрацией г.Мурманска из года в год не учитывается. В течение длительного времени (с 1 января 2003 года и по настоящее время) действует ставка базовой арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда в размере 7 рублей за 1 кв. метр в месяц, утвержденная еще постановлением администрации г. Мурманска от 18.11.2002 № 2170. Что же мешало городским властям откорректировать ставку базовой арендной платы по состоянию на 1 января 2004 года или на 1 января 2005 года?

Что мешает городским властям установить реальную рыночную стоимость аренды муниципальных помещений в местах повышенного спроса и таким образом пополнить городскую казну? Что мешает устранить почву для возникновения доходов в виде разницы между установленной арендной платой и реальной стоимостью аренды помещений повышенного спроса?

Остается надеяться на то, что проводимая на федеральном и региональном уровнях политика выделения дотаций по принципу "кто больше заработает, тот больше получит", заставит органы местной власти принять необходимые меры и развернуть денежные потоки в нужное русло.

Николай ПАВЛОВ