Вчера в Мурманске под председательством заместителя полномочного Представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любови Совершаевой прошло крупное совещание, посвященное перспективам развития Мурманского транспортного узла. В нем приняли участие представители руководства области, железнодорожники, портовики, грузовладельцы.

- Северо-Западу России нужна хорошая инфраструктура, - подчеркнула Любовь Совершаева. - Я уже ознакомилась с Мурманским портом. И порт, и железная дорога работают на пределе возможного. Поэтому надо проводить модернизацию.

Как отметил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, объемы грузов растут из года в год. Причем по всем портам Северо-Запада. Именно через них идет значительная часть российского экспорта. И значимость региона в транспортной схеме всей страны трудно переоценить.

Подробнее о ситуации в Мурманском отделении ОЖД рассказал его начальник Павел Ситало. В прошлом году объемы выгрузки возросли в Мурманске в 1,5 раза, в Коле - в 2 раза. Чтобы обеспечить освоение все увеличивающегося грузопотока, железнодорожникам необходимо иметь прогнозные планы, четко понимать перспективы. Проще говоря, они заранее должны знать, чего и сколько им предстоит перевезти в этом году, в будущем, в 2007-м. И тут уж должны четко сработать основные грузовладельцы, определившись для себя с объемами и сроками.

Еще одна проблема - простои вагонов. В идеале его нужно свести к минимуму. Но получается это не всегда. В первую очередь речь идет перевалке больших объемов угля. Железнодорожники упрекают в периодических сбоях портовиков.

Те, в свою очередь, отпасовывают претензии обратно, ссылаясь на неритмичность подачи вагонов. Мол, то густо, то пусто. Об этом говорил на совещании генеральный директор Мурманского морского торгового порта Виктор Морозов.

Своеобразным амортизатором, способным повысить стабильность совместной работы, могло бы стать создание мощного сортировочного узла на станции Выходной под Мурманском. Создание там логистического центра вполне возможно, но достаточно затратно. Поэтому сначала нужно определиться с ростом объемов перевозок. Он должен быть гарантированно высок.

Возможность подобного роста связана в первую очередь с реализацией проекта по созданию портовых терминалов на западном берегу Кольского залива, напротив Мурманска.

Создать там комплекс по перевалке угля планирует ОАО "Кузбассразрезуголь". Есть виды на наш западный берег и у других компаний. Но все, опять же, упирается в дорожников. Сначала нужно проложить туда железнодорожную ветку. Кто станет инвестором этого проекта? Кто будет затем владельцем проложенных путей? Если деньги вложат угольщики и нефтяники, а новая транспортная артерия войдет в состав ОАО "Российские железные дороги", то каков будет механизм возмещения инвесторам их затрат? Все эти вопросы пока находятся в стадии согласования.

В общем, чтобы крепко завязать один большой транспортный узел, нужно сначала распутать множество более мелких узелков проблем. И заниматься этим "макраме" придется всем сообща: властям, железнодорожникам, портовикам, грузоотправителям. Очередные шаги для этого намечены в решениях прошедшего совещания.

Игорь КУРСАКОВ