С уходом из Белого моря льдов начался летний этап навигации в старейшем на Кольском полуострове торговом порту - кандалакшском. "Вестник" уже рассказывал, что после процедуры банкротства и приобретения предприятия Группой СУАЛ оно передано в управление родственной СУАЛу компании "Ренова".

Как сейчас там дела, с чем порт входит в уже 90-ю навигацию? Об этом беседа с его генеральным директором Сергеем МОХОВЫМ.

- После схода льда докеры обработали два теплохода, - рассказал Сергей Васильевич. - Один с углем и коксовой мелочью на экспорт, другой - с импортной анодной массой для Кандалакшского и Надвоицкого алюминиевых заводов. А с июня планируем обрабатывать суда по 4-5 в месяц. Хотелось бы, конечно, больше, однако пока развернуться не успели, да и остро необходима этому далеко не молодому предприятию модернизация. Программа его развития рассматривается советом директоров СУАЛа, в ближайшие дни может быть утверждена.

- Каковы основные ее направления?

- Для начала необходимо провести восстановительные и ремонтные работы. Это касается механизмов, оборудования, а также причалов и строений порта. Ожидаем на эти цели вложений в сумме 27 миллионов рублей. Что касается стратегии развития предприятия, она тоже сейчас уточняется. Главные направления - реконструкция 9-го причала и работы по дноуглублению. Обе задачи неразделимы.

- Что конкретно предстоит сделать?

- 9-й причал планируем приспособить для переработки как навалочных, так и генеральных грузов и сделать глубоководным - для этого надстроить. Тогда мы сможем принимать суда грузоподъемностью до 60 тысяч тонн. А чтобы они проходили на акваторию порта, надо убрать каменистую банку на входе в порт, которая и ограничивает глубины.

В стратегическом плане развития предусматриваются два важных направления: создание угольного и нефтеналивного терминалов. Как только справимся с этими задачами и станем принимать суда грузоподъемностью хотя бы в 60 тысяч тонн, порт получит второе дыхание, а точнее - начнет новую жизнь.

- Пошла ли через порт на экспорт продукция Кандалакшского и Надвоицкого алюминиевых заводов?

- Пока нет. Но вопрос прорабатывается нашим руководством, ожидаем, что в скором времени этот грузопоток может быть открыт.

- Во время нашей предыдущей беседы вы, Сергей Васильевич, сетовали на непомерно высокие ставки ледового сбора в нынешнем году, которые "отпугивают" многих грузоотправителей. Решается ли эта проблема?

- К сожалению, вопрос зимней загрузки порта пока не решен. Но мы давно уже направили письма в Минтранс, и ставки там сейчас, насколько известно, пересматриваются. Планируется базирование одного из ледоколов, принадлежащих Росморпорту, в Архангельске. Он будет обеспечивать зимнюю проводку судов, следующих в наш порт и выходящих из него.

В ходе беседы я узнал также, что финансовые проблемы остались позади, сотрудники порта вовремя получают зарплату, по графику уходят в отпуска. В преддверии празднования 90-летия, которое стукнет в июле, предприятию выделены средства на ремонт раздевалок, душевых и других бытовых помещений, для улучшения условий труда рабочих.

Игорь ЧЕСНОКОВ