В памяти иногда всплывает ностальгическая картина, пустяшная, совершенно обыденная, но почему-то трогательная, которая откликается теплым "шепотом" во взрослом сознании. Помню, как любили мы бывать в небольшом магазинчике - деревянном, с высоким крылечком, поскрипывающим даже под детскими шагами. А главное там - ни с чем не сравнимый аромат свежевыпеченного хлеба, ванили и других сладких пряностей, дурманящих воображение.

Того магазинчика, конечно же, давным-давно нет. И не то чтобы жаль его, нынче сельский продмаг в сравнении с ним - рай изобилия, не говоря о современных супермаркетах, но призрак безвозвратно ушедших лет нет-нет и всплывет в памяти...

Это где-нибудь в Париже или Милане лавочки торговцев, передающих свой бизнес каждому последующему поколению вместе с постоянными клиентами, не архаизм, а традиция, которой дорожат. У нас же крошечные магазинчики - предприятия риска в борьбе за выживание. Справедливости ради стоит признать, что многие из них не могут похвастать самобытной оригинальностью, да и сервис, мягко говоря, небезупречен из-за элементарного несоблюдения санитарно-гигиенических и иных правил.

Отнюдь не хочу очернить тружеников малого бизнеса. Напротив, нашу хозяйственную жизнь они сделали динамичной, особенно тех, кто в силу известных обстоятельств выбирает любимый магазин по главному критерию - ценовому. Самый точный "мониторинг" стандартного комплекта продуктов, безусловно, у неработающих пенсионеров. Кому позволяет здоровье, глядишь, выходят червонец-другой, а если "свой" магазинчик в нескольких шагах от дома - большая удача. И тут уже не до сентиментальности: традиции, мол, аромат бубликов с маком... Многим даже все равно - та ли маркировка, есть ли сертификаты соответствия.

Правда, те предприниматели, кто старается держать удар конкуренции, хорошо уяснили: чтобы выдержать борьбу за место, необходимо вкладывать средства в соответствующее современным нормам обустройство предприятия. К примеру, недавно закрылся один магазинчик на улице Самойловой, постоянные покупатели забили тревогу: неужели и там будет зал игровых автоматов? Оказалось - нет, уже в сентябре он откроется, просто сейчас идет ремонт.

Конечно, правила бизнеса в рыночных условиях - это не игра в классики, здесь интересы подчинены жестким, подчас жестоким законам: чуть опоздал, и ты вне игры. Конкурировать с крупными предприятиями не каждому под силу, тем более находясь с ними бок о бок. И для многих такое соседство становится роковым.

- Главная причина ликвидации или перепрофилирования небольших продовольственных магазинов - нерентабельность, - комментирует ситуацию начальник отдела потребительского рынка комитета по экономике администрации Мурманска Ольга Владимирова, - ведь никто не станет работать себе в убыток.

Однако понятно и другое - нельзя допустить, чтобы процессом развития инфраструктуры торговой сети руководило "избранное" направление доходного бизнеса. Сыграть на алчности людей - такую возможность предприимчивые господа не упустят. С прошлой весны начался настоящий бум с распространением игровых автоматов. Люди порой негодуют из-за того, что под них якобы передаются площади продуктовых магазинов. На этот упрек Ольга Владимирова ответила твердо:

- Ни одного подобного случая в моей практике не было. А вот устанавливать на торговых площадях рядом с отделами продовольственных товаров или смешанных - такое право у владельца предприятия есть. Однако обратите внимание, крупные фирмы такое соседство не допускают. Игровые автоматы ("грибки"), что стоят под открытым небом, обезличены. Выявить их владельца трудно.

Но я считаю, это явление временное, поскольку сегодня отсутствуют рычаги воздействия: лицензию на эксплуатацию игровых автоматов получают в Москве в Госкомспорте РФ, право контроля за их работой в законодательстве не прописано. На местном уровне мы пытаемся принимать меры - два месяца назад плата за пользование земельными участками, где установлены игровые автоматы, увеличена в 100 раз. В том случае, если такой "грибок" появляется на территории, принадлежащей муниципалитету, мы вправе потребовать его устранения, что и делаем.

Прислушиваемся и к просьбам населения в отношении сезонной продажи пива в павильонах. Например, на Кольском проспекте, 101, - на площадке, где традиционно устанавливается новогодняя елка, в этом году запретили размещать летний пивной бар, поскольку было много жалоб от жителей микрорайона. То же сделали и в других округах, где были нарекания от мурманчан на нежелательное соседство. Причем в следующем году решения эти пересматривать не станем.

А вот продавать традиционный русский напиток - квас - предприниматели категорически отказались. Невыгодно, - констатирует Ольга Владимирова.

Любопытно, что магазинов, торгующих промышленными товарами, больше, чем продуктовых. Кстати, преобладал ширпотреб в Мурманске и в советские времена. По данным городского отдела потребительского рынка, в областном центре сейчас более трех тысяч предприятий торговли промышленными товарами, а продовольственными - менее семисот. К концу года их общее число достигнет 5 148, что почти на 200 больше, чем в 2003 году. Есть еще одна категория предприятий торговли - смешанные товары, за прошедшие два года их стало больше на 54 магазина.

- Рост количества магазинов не бесконечный, поскольку есть предел рентабельности их работы в условиях конкуренции, - продолжает Ольга Владимирова. - Прогноз, составленный до 2007 года, говорит о том, что динамика роста в среднем останется примерно такой же. Как правило, наши прогнозы подтверждаются на 100 процентов. Процессы согласования строительства, открытия новых торговых площадей, перепрофилирования предприятий проходят с участием специалистов комитета экономики, и по всему видно, что маленькие магазинчики будут уходить в прошлое, не выдерживая конкуренции.

Неужели невозможно регулирование определенных направлений развития торговой сети, зависящей исключительно от магического понятия "конкуренция"?

- Безусловно, мы не безучастны к социально-экономическим процессам. Получить разрешение на строительство объекта торговли не так просто. Эти вопросы рассматривает специальная комиссия, куда входят представители различных комитетов - архитектуры, имущественных отношений, экономики и других. Если даже один из членов комиссии не согласится с доводами и аргументами соискателя на строительство объекта, комиссия не вправе принимать положительное решение.

Хорошо бы специалистам комитета экономики взять на вооружение опыт московского правительства, разработавшего программу "50 шагов", которая предусматривает наличие продуктовых магазинов в радиусе пятидесяти шагов от дома.

С учетом того, что вклад предприятий торговли в пополнение городской казны составляет не более 40 процентов, нетрудно понять заинтересованность в возведении супермаркетов, работающих с быстрой отдачей, высокой прибылью. И это замечательно. Но выбор - это как выход, он обязательно должен быть.

Ольга НУРЕЕВА