В отношениях в обществе деньги играют одну из ведущих ролей. Чем большим количеством дензнаков оперирует человек, тем прочнее и значимее его положение, тем сильнее он оказывает влияние на окружающих. Однако тут кроется одна тонкость. Следуя вышеизложенной логике, можно заключить, что лучший способ быть ближе к деньгам - связать профессиональную деятельность с каким-либо финансовым институтом, например банком. Однако сами сотрудники этих учреждений смотрят на ситуацию иначе, придерживаясь принципа: деньги - это то, что в кошельке, а в банке приходится иметь дело с документами.

Во всяком случае, такую грань обозначила в нашей беседе Надежда Кезина, управляющая отделением Сбербанка № 4705, расположенном в Кандалакше. А об этом она может судить не понаслышке. Как-никак, а проработала в этом подразделении Надежда Игоревна уже 28 лет, 18 из них - на руководящей должности, пройдя профессиональную лестницу с самой первой ступеньки. Поэтому вполне заслуженной выглядит награда, полученная ею буквально на днях - медаль Сбербанка России "За верную службу", которая вручается за долгий труд и высокие показатели, достигнутые возглавляемой структурой.

Говорят, человек сам кует свою судьбу. К Надежде Кезиной высказывание относится в полной мере. Работу в банке она начала с довольно незатейливой должности - контролера. Но не остановившись на достигнутом, открыла для себя путь на более ответственные посты. Параллельно работе, окончив с отличием ленинградский учетно-кредитный техникум Госбанка СССР, а затем Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, она стала бухгалтером, позже - заместителем главного бухгалтера и заместителем заведующего кандалакшской Центрсберкассой...

Однажды 1 апреля, когда люди, кто как умел, подшучивали друг над другом, Кезиной сообщили, что она назначена управляющим отделения. Но новость была вполне серьезной: эту должность она занимает с 1987 года и по сей день.

За это время возглавляемое Надеждой Игоревной отделение пережило немало знаменательных событий. В 1994 году было построено новое здание, чья площадь почти в десять раз превышала размеры прежнего помещения. Тогда новостройка казалось настоящим дворцом, хотя сейчас из-за размаха работы уже и оно становится тесным. Спустя десятилетие кандалакшское отделение заняло первое место по объему прибыли среди ОСБ Мурманской области - как по абсолютным цифрам, так и в расчете на одного работника.

В этом немалая заслуга лично руководителя, ведь "сфера ответственности" управляющего более чем внушительная. Надежде Игоревне приходится вести общее руководство отделением, решать правовые и экономические вопросы, курировать работу с персоналом, деятельность контрольно-ревизионного сектора, сектора безопасности и защиты информации.

То, что вместо живых денег приходится иметь дело с документами, лишь увеличивает ответственность. Но в отличие от обычной бумажной работы деятельность банковских служащих подразумевает еще одну важную составляющую: умение взаимодействовать с людьми.

- Помимо профессиональных знаний сотрудник банка должен обладать и рядом особых качеств, - делится Надежда Кезина. - Очень важны коммуникабельность и доброжелательность, иначе как можно помочь людям решить их проблемы? На это обращаем внимание и при отборе кандидатов для работы в банке. Может, поэтому и коллектив в нашем отделении сложился очень дружный, сплоченный. Но если посетитель все же остается чем-то недоволен, строго разбираемся в причинах. У нас есть книга заявлений и предложений, где каждый клиент может сделать запись. Приятно, что кроме жалоб там и немало благодарностей.

Работа с людьми - целое искусство. И банкирам необходимо владеть им в совершенстве, поскольку иметь дело приходится с самыми разными клиентами. Ситуации при этом возникают порой совершенно неожиданные. Особенно управляющей запомнился один случай, когда в банк пришла бабушка с... гривнами. Как выяснилось, она приехала с Украины к сыну в госпиталь. Причем добраться до Заполярья ей помогли знакомые, а вот вернуться домой она была не в состоянии: из денег у нее с собой была только национальная валюта. Билет на поезд она, разумеется, купить не смогла, и последней ее надеждой стал банк. Но и здесь незадачливую гостью ждала загвоздка: отделения Сбербанка из валют оперируют только долларами и евро. Что оставалось делать - пришлось Надежде Игоревне искать средства для неожиданной визитерши в собственном кошельке: как еще отправить ее домой из незнакомого города?

К счастью, обычно удается обойтись "официальными" способами. Например, выдать кредит. К слову, сейчас в нашем регионе ими пользуется треть населения, и даже в небольшой Кандалакше сумма некоторых кредитов превышает миллион рублей.

- Кредиты наш банк начал выдавать еще в 1987 году, первым в городе, - говорит Надежда Игоревна. - Сами сотрудники пользуются этой услугой очень давно. Поэтому брать в долг "до получки" у нас не принято. Зачем, если можно воспользоваться кредитом? И удобно, и полезно для работы - на своем примере и клиентам проще разъяснять различные тонкости.

Использует глава кандалакшского отделения в повседневной жизни и другие профессиональные знания. В частности, очень бережливо относится к деньгам, постоянно их вкладывает. По словам Надежды Кезиной, сейчас это выгоднее и безопаснее всего делать, что называется, "в разные корзины" - часть в евро и доллары, часть - в ценные бумаги. Кстати, рублевые вклады в банк сейчас становятся все популярнее. Хотя в целом, по ее словам, клиенты сегодня и сами достаточно подкованы, разбираются во многих тонкостях финансовых отношений, поэтому общаться с ними можно на профессиональном языке.

Тем не менее, по словам Надежды Кезиной, служба требует от банкира каждодневного самообразования и напряженной работы.

- Приходится постоянно отслеживать все изменения в законодательстве, следить за рынком. Ежедневно делаем обзор прессы. Лично я каждое утро начинаю с чтения "Российской газеты" и "Мурманского вестника". Планировать дела приходится на день вперед, и свободного времени остается крайне мало.

Что касается выходных, то проводить их Надежда Игоревна предпочитает на даче под Кандалакшей. По ее словам, смена умственного труда на физический - лучший отдых. Поэтому любимое хобби управляющей - велосипед и лыжи, а также главное пристрастие всех дачников - посадка картошки и борьба с сорняками. Такие "развлечения" необходимы, чтобы к началу рабочей недели снова быть готовой помогать людям, выполняя свои непростые профессиональные обязанности.

Илья ЛЕОНИДОВ