В эти дни у всех рыбодобытчиков практически одна головная боль - неудержимо растущие цены на топливо. Свыше 1700 долларов сейчас стоит тонна дизельного топлива, более 400 - мазута. В результате затраты по этой статье расходов на промысле составляют более 50 процентов. О том, что можно предпринять в столь сложной ситуации, и о других проблемах рыбной промышленности Мурмана - наш сегодняшний разговор с руководителем облдепартамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Вячеславом ЗИЛАНОВЫМ.

- Вячеслав Константинович, мурманские рыбодобытчики до предела возмущены и растеряны. Нынешняя ситуация, когда цены на рыбу никак не успевают за удорожанием топлива, которое идет семимильными шагами, многих из них просто выбивает из колеи. Есть ли какой-то выход?

- Согласен, ситуация очень непростая. Нынешняя цена на топливо делает нерентабельным промысел сайки и даже путассу. И сейчас перед рыбной промышленностью Северного бассейна и других прибрежных регионов как никогда ранее остро стоит вопрос - как жить дальше? В этой связи губернатор Мурманской области направил письмо министру сельского хозяйства Алексею Гордееву с просьбой рассмотреть положение, сложившееся в связи с ростом цен на топливо, и пойти по пути предоставления рыбакам дотации на эту статью расходов.

- Это возможно?

- Если государство разумное, то да. Ведь у нас это уже было в советские времена, на которые так не любят ныне ссылаться. Что тут невероятного? Наша страна добывает топливо, экспортирует его, так почему бы не обеспечить им своих производителей по цене, сложившейся в рыбной отрасли хотя бы за последние три года? Это примерно 320-350 долларов за тонну, а остальное государство пусть возместит за счет тех больших доходов, которые оно получает от нефтяной промышленности. И прежде всего надо дотировать на топливо те предприятия, продукция которых поступает на внутренний рынок России, это поможет стимулировать рыбаков на поставки рыбы в свою страну. Если этого не произойдет и топливо не прекратит дорожать, то какое-то время наши рыбопромышленники на старых запасах продержатся, месяца два-три, а затем перейдут на промысел исключительно той рыбы, которой "золотое" топливо будет, что называется, по карману. А этих объектов - раз два и обчелся: треска, пикша и другие донные виды рыб. А их запасы, прошу прощения за невольный каламбур, - не бездонные. К тому же ограничены квотами, которые уже почти все выбраны. Конечно, положение сложное. Но мы ищем выход. Как только состоится заседание областной правительственной комиссии по развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, я как член этого органа буду обязательно поднимать вопрос о стоимости топлива. К тому же и депутаты, как областной, так и Государственной думы, пытаются решить эту проблему. Да и сами рыбопромышленники не сидят сложа руки, а обращаются во все высокие инстанции.

- А если все же выйдет так, что мы лишимся путассу и сайки, чем это грозит?

- Народ не получит доступную по цене рыбу, это во-первых. Но последствия этим не исчерпываются. Остановятся многие флоты, за чем последует безработица сотен моряков, да и тружеников ряда береговых структур. Таким образом, вопрос может перерасти из экономического в социально-политический.

- Кстати, о береговых предприятиях. Как живет в этом году рыбопереработка?

- Средне. Те 10-12 рыбоперерабатывающих компаний, которые специализируются на треске и пикше, изготавливают филе, клипфиск и другую продукцию, имеют неплохую загрузку. Остальные же фирмы, которые перерабатывают пелагические виды рыб, имеют немалые трудности: не хватает оборотных средств на закупку сырья. Тем более что с ростом цен на топливо стоимость сырья, такого, как скумбрия, сельдь, путассу, других пелагическим объектов, также стала увеличиваться, причем существенно.

Сейчас вместе с рыбопереработчиками мы разрабатываем региональную отраслевую программу развития рыбопереработки в Мурманской области на 2006-2008 годы. Как видите, она краткосрочная. Рассматривались различные варианты развития, проанализирована ситуация, сложившаяся в этой отрасли. Рассчитываем лишь на те резервы, которые есть у нас в области. Если в 2003 году рыбопереработчики переработали около 43-44 тысяч тонн сырья, то в 2004-м уже на 3-4 тысячи тонн меньше. А в 2005-м ожидается еще большее снижение. Для его приостановления мы и рассчитываем провести с помощью этой программы ряд точечных действий, которые бы дали толчок более успешному развитию отрасли.

- Например?

- Первое - это направить все сырье, которое добывается в прибрежной зоне, для переработки на наш берег. Но мало направить - надо, чтобы рыбопереработчики купили эту рыбу по рыночной цене. Будем просить, чтобы в областном бюджете был заложен кредит для переработчиков рыбы на эти цели, а также финансовые средства для покрытия кредитной ставки. Если это будет принято, то расчеты показывают, что мы сможем удержать рыбопереработку в 2006 году на уровне 45-47 тысяч тонн, а уже в последующие годы - наращивать объем и в 2008-м выйти на показатели около 65-70 тысяч тонн. Это - существенный рост, и он реален. По крайне мере, 22 предприятия области, которые участвовали в разработке этой программы, согласились принять активное участие в ее дальнейшей реализации. Практически программа завершена, и в ближайшие дни мы передадим ее для рассмотрения в департамент финансов и в департамент экономики. Если заключение будет положительное, программа начнет действовать с января 2006 года. Этот (хотя, может быть, несколько запоздавший шаг) даст возможность рыбопереработчикам (подчеркну, тем, кто работает, а не надеется получить сырье бесплатно административным путем) трудиться в полную силу, устойчиво и ритмично. Кстати, в этой программе ставится задача не только нарастить производство, но и, во-первых, доминировать своей продукцией на рынке области, а во-вторых, обеспечить оплату труда тружеников рыбопераработки не ниже средней по области. Это где-то 11-I2 тысяч рублей, что вполне по силам нашим предприятиям при условии их стабильной загрузки.

- Вячеслав Константинович, скоро будут подводиться итоги работы рыбаков Мурмана за 9 месяцев текущего года. Можно оценить их уже сейчас?

- В целом результаты труда чуть-чуть выше прошлого года. И если промысел сайки все же осуществится, то показатели года могут быть значительно выше 2004-го. Флоты работают ровно, в передовиках традиционно Мурманский траловый флот и Союз рыбопромышленников Севера. Добытчики прибрежного рыболовства хотя и отстают от океанистов в выборе квот, но тем не менее значительно опережают свои показатели прошлого года. Это радует. Но проблем у добытчиков не меньше, чем у переработчиков. Это, прежде всего, повторюсь, неимоверные цены на топливо, у "прибрежников" - невозможность выйти за пределы 12-мильной зоны. До сегодняшнего дня не решен также вопрос оборота долей, что также негативно влияет на успех промысла и сдерживает быстрый выбор квот. Мы постоянно теребим и Минсельхоз, и Федеральное агентство по рыболовству России, но, к сожалению, центр медленно все это решает. Но уже то, что мы работаем более устойчиво, чем в прошедшем году, обнадеживает.

Нина АНТОНЯН