Одним из важнейших итогов прошлого года и первых шести месяцев нынешнего для Мурманской области стал существенный рост прибыли местных предприятий. В основном его обеспечили компании, экспортирующие свою продукцию за рубеж. Возросли и доходы консолидированного бюджета области.

При этом в регионе сохраняется значительная доля убыточных предприятий - 40 процентов от общего числа крупных и средних организаций в 2004 году и 38 процентов по итогам 5 месяцев 2005 года. Ученые Института экономических проблем КНЦ РАН, кандидаты экономических наук Владимир Дидык и Лариса Рябова провели анализ причин их убыточности.

В Мурманской области, также как и в среднем по России, феномен высокой доли убыточных предприятий сохраняется уже более десяти лет. Их число начало нарастать в начале 90-х. В 1992-93 годах они составляли около 15 процентов. Пик пришелся на 1998 год. Тогда в России убытки имели уже более половины предприятий. Затем в течение трех лет их доля снижалась, опустившись ниже 40 процентов. Но с 2002 года она вновь превысила 40-процентный барьер. В Мурманской области наблюдались те же тенденции. Хотя средний уровень доли убыточных предприятий здесь несколько ниже.

Такое положение в целом явно противоречит рыночным принципам конкуренции. Фирмы, терпящие убытки, должны устраняться с рынка в процессе естественного отбора. Если собственники убыточной компании, получающие вместо увеличения уменьшение стоимости имущества, не желают ее ликвидировать самостоятельно, в ситуацию должны вмешаться кредиторы при посредничестве государства. Однако эта схема в России не срабатывает. Доля убыточных предприятий, в отношении которых инициировалась процедура банкротства, не превышает у нас 3 процентов.

Очевидно, что для подобной ситуации имеются свои причины. Дидык и Рябова называют следующие. Первая: кризис финансовой и хозяйственной системы. Рост числа убыточных предприятий в 90-е годы был обусловлен ломкой сложившихся хозяйственных связей, высокой инфляцией, проблемой неплатежей, неспособностью государства выполнять свои обязательства. Не случайно пик пришелся на 1998-й - год дефолта.

Таким образом, определенную часть убыточных составляли вполне дееспособные, востребованные на рынке предприятия. Их тяжелое финансовое положение нельзя было рассматривать как признак неконкурентоспособности, а процедуру банкротства - как средство санации экономики. Сократить их число могла лишь финансовая стабилизация.

Вторая причина: искусственная убыточность. Демонстрация в финансовых отчетах убытков часто рассматривается как средство минимизации налоговых отчислений. Такая политика предприятий объясняется высоким налоговым бременем. Для некоторых она стала способом выживания.

Причем для ее реализации существует множество возможностей, формально не выходящих за рамки закона. Умение их использовать расценивается как заслуга финансовых менеджеров. Указанный тип предприятий искажает истинную картину финансовых результатов деятельности, так как их убыточность является искусственной.

В Мурманской области такая "убыточность" характерна, например, для предприятий рыбной отрасли. Их у нас более 170, в том числе крупных и средних - 25. И по статистике чуть ли не каждое второе не может свести концы с концами. Учитывая то, что примерно половина рыбопродукции идет на экспорт прямо с моря, предприятия отрасли имеют множество возможностей сбывать неучтенку, избегая уплаты налогов.

Искусственную убыточность демонстрируют порой и руководители государственных и муниципальных предприятий, заинтересованные в их приватизации. Сменив собственника, такая компания тут же становится прибыльной. Результаты проверки, проведенной в конце 2003 года Счетной палатой РФ, показали: государство понесло огромные потери в ходе банкротства государственных унитарных предприятий.

Конечно, часть предприятий реально являются финансово несостоятельными. Для этого есть как объективные (например, изменение структуры спроса), так и субъективные (ошибки менеджмента, неподготовленность персонала к работе в новых условиях) причины.

В Мурманской области, помимо указанных причин, общих для всей России, существуют и специфические. Прежде всего они связаны с суровыми природно-климатическими условиями и удаленность от экономических центров страны.

Именно эти факторы во многом определили значительное число (более 50 процентов) убыточных предприятий в таких отраслях, как сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Причем аграрии и коммунальщики получают бюджетные субсидии. Однако размер такой финансовой помощи не покрывает их убытки.

По оценкам специалистов, сохранение существующих у нас сельхозпредприятий и финансовая помощь им вполне оправданы. Это объясняется тем, что масштабы сельскохозяйственного производства в области к настоящему времени сократились до минимального уровня. Фактически речь идет об обеспечении населения свежей, биологически наиболее ценной продукцией, которая не может быть полноценно заменена привозной (свежее мясо, молоко, зелень). Необходимость сохранения определенной доли местного сельхозпроизводства, несмотря на его дотационность, обусловлена также соображениями продовольственной безопасности.

С предприятиями ЖКХ иная ситуация. Находясь в государственной и муниципальной собственности, они при этом, как правило, являются монополистами на местном рынке. После перехода населения к практически стопроцентной оплате коммунальных услуг действенным средством преодоления убыточности отрасли должно стать развитие в ней конкуренции. Это предусмотрено осуществляемой реформой ЖКХ. Однако в Мурманской области признаков повышения эффективности здесь пока не наблюдается. Доля убыточных коммунальных предприятий возросла с 39 процентов в 2000 году до 65 процентов в 2004-м.

Подготовил Михаил МОРОШКИН.