Общественное обсуждение городского бюджета - дело пока непривычное. Однако по новому законодательству именно так - открыто и гласно должна решаться судьба всех финансовых потоков любого муниципального образования. На втором чтении бюджета Мурманска в совете депутатов мог присутствовать каждый - достаточно было заранее подать заявку. Желающих набралось немало - небольшой зал заседаний едва вместил всех.

После кратких отчетов начальника управления финансов Татьяны Леонтюк и председателя бюджетной комиссии горсовета Сергея Веллера, обозначивших основные параметры главного финансового документа областного центра на нынешний год - содержание доходной и расходной частей, а также размер дефицита, посыпались вопросы.

Неспециалисту разобраться в сложностях городского хозяйства непросто, между тем экономистов в числе собравшихся вовсе не было. Представители общественных объединений и политических партий продирались сквозь толщу цифр и терминов с трудом. Поэтому часть времени оказалась потрачена вхолостую - на разъяснение значения статей, названия которых ничего не говорили неподготовленному уху. Не всякий, например, догадается, что в графу "национальная политика" занесено финансирование городского транспорта и прокладка новых троллейбусных маршрутов.

Задача участников прений осложнялась недостатком времени для изучения проекта бюджета: он был опубликован только 3 февраля. На это сетовали и сами народные избранники:

- Всю последнюю неделю депутаты работали по пять-восемь часов в день, пытаясь понять, куда конкретно направлены средства, - поделился Сергей Веллер.

Увенчались ли эти попытки успехом, неясно: большинство вопросов к законодателям остались без ответа.

Так, Римму Куруч, руководителя регионального отделения "Партии пенсионеров", заинтересовала статья "Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности". Оказалось, что познакомиться со списком намеченных на продажу зданий невозможно: план приватизации будет рассмотрен лишь на следующей сессии горсовета. Но если депутаты еще сами не знают, что и почем будут продавать, непонятно, откуда же в бюджете возникла сумма дохода от этих продаж, и сумма немаленькая - 25 миллионов рублей.

Непроясненными остались перспективы расселения ветхого жилого фонда, которые пыталась выяснить жительница Абрам-Мыса Валентина Чарова. Расселение проходит по адресной программе целевых вложений, на него выделено 22 миллиона. Много это или мало? Во всяком случае, меньше, чем запланировано вложить в расширение городского кладбища.

Довольно радужным, похоже, видится из горсовета положение наших инвалидов. Во всяком случае, отвечая Валентине Кисляковой, председателю объединения родителей и детей-инвалидов "Надежда", требовавшей представить подробную роспись расходов на поддержку людей с ограниченными возможностями, Сергей Веллер не пожалел красок:

- Все государство заботится об инвалидах. При любом новом строительстве обеспечивается доступность здания для этой группы населения. Управление капитального строительства ведет работы по устройству пандусов для инвалидных колясок...

Не знаю кому как, а мне что-то не бросались в глаза такие пандусы в общественных зданиях. Но самое главное - вопрос о росписи расходов как-то потонул в словесном глянце.

Этим кругом вопросов ограничилось собственно обсуждение бюджета. Прочие выступавшие вместо "вопросов по теме" использовали трибуну для изложения собственных нужд и обращений к депутатам. Кто возмущался высокими тарифами на коммунальные услуги, кто приглашал всех немедленно посетить выставку детского рисунка...

Разумеется, участие общественности в обсуждении такого важного для каждого мурманчанина документа, как городской бюджет, - прекрасное начинание. Если бы консультации такого рода были проведены на стадии подготовки, наверное, толку было бы больше, а споров - меньше. Но людей-то пригласили уже "под завязку", когда изменить мало что можно. Так что после всех споров депутаты единогласно приняли проект бюджета, утвердив внесенные до обсуждения поправки по увеличению расходной части (средства высвободились в связи с дополнительными субвенциями из областного бюджета). Городские доходы за 2006 год составят 4 997 308 тысяч рублей, расходы - 5 079 060 при дефиците 3,5 процента.

Расходясь, участники говорили, что к рассмотрению бюджета-2007 надо бы подготовиться заранее. Оно и верно - может, тогда наболевшие вопросы получат ответы?

Татьяна БРИЦКАЯ