С этого дня по шести маршрутам Мончегорска прекратят курсировать автобусы. Рейсы отменены приказом начальника автоколонны № 1442 Сергея Орищенко. Возить пассажиров теперь будут "Газели". Четыре принадлежат самой автоколонне, остальные - частные.

Чем вызвано такое решение и означает ли оно, что город вообще останется без автобусов? Вот что по этому поводу пояснил начальник автоколонны:

- Вопрос решался нами вместе с областным правительством и администрацией Мончегорска в конце апреля. Автобусы сняты с линии из-за убыточности перевозок и отсутствия финансирования. Осенью прошлого года правительство области подтвердило, что в бюджете будут предусмотрены субвенции на транспортное обслуживание муниципальных образований на внутренних маршрутах. Средства заложены в консолидированном бюджете города, но не прописаны отдельной строкой, поэтому выделены администрацией только на социально значимые маршруты - к пенсионному фонду, в поселок дачников Риж-губа, в поселки 25-й и 27-й км. Мы продолжаем выполнять междугородние рейсы - в Оленегорск и Мурманск. Убытки по ним покрывает региональный бюджет. Летом сохранятся работа грузового транспорта и заказные рейсы.

- Значит, дни автоколонны сочтены?

- Ни в коем случае. Необходимые перевозки будут выполняться. Подвижной состав, конечно, уменьшится, и около 50 работников попадут под сокращение. Но перспектива вернуться на рынок автоперевозок для предприятия остается. Многие города России уже прошли этот болезненный этап, не мы первые. Сегодня и правительство области, и ОАО "Мурманскавтотранс", в состав которого входит наша автоколонна, принимают меры, чтобы изменить ситуацию. Мы уже представили прогноз по городским маршрутам на следующий год.

С одной стороны, многие мончегорцы привыкли пользоваться микроавтобусами - удобно и за ту же цену можно гораздо быстрее добраться до нужного места. Однако старшее поколение предпочитает автобусы - не приходится наклоняться при входе и выходе, можно ездить по проездному билету, да и обзор окрестностей из окна автобуса гораздо лучше.

Председатель транспортной комиссии при администрации города Виктор Пушилин высказал свою точку зрения:

- Мы давно предлагали автоколонне перейти на "Газели" и "ПАЗики". Предлагали снизить стоимость билетов. По просьбе предприятия сокращали число рейсов и маршрутов, хотя это акционерное общество и оно наравне с другими имеет право участвовать в конкурсе на перевозку пассажиров. А мы такой конкурс провели одними из первых в Кольском крае. Денег на покрытие убытков автоколонны в местной казне сегодня нет, и область помочь тоже не может. Это подтвердили при недавней встрече директор "Мурманскавтотранса" Андрей Варзугин и начальник отдела транспорта и коммуникаций департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Петр Принц.

Как мончегорцы воспримут изменения? По мнению председателя транспортной комиссии, волноваться им не о чем. На социально значимые маршруты автоколонна продолжает выдавать единый социальный проездной билет. Сейчас ведется расчет стоимости такого же билета и на первом маршруте, который следует до комбината. Первый самый востребованный, поскольку охватывает весь город. Льготный проезд - за полцены - предусмотрен для неработающих пенсионеров старше 60 лет, не имеющих льгот по федеральным и областным законам. Он будет действовать на всех маршрутах частников, правда, только с 9 до 14 и после 19 часов. А для тех, кто по каким-либо причинам не может ездить в "Газели", планируется ввести социальное такси. Его можно заказать по телефону для поездки, допустим, в поликлинику, расходы будут компенсированы из местного бюджета. Все предложения горожан по улучшению обслуживания автотранспортная комиссия обязательно рассмотрит.

Людмила КАРХУ, Мончегорск