За первые четыре месяца этого года в Мончегорске снизился объем предоставленных населению бытовых услуг. Он составил 96,6 процента к аналогичному периоду 2005 года. И это при том, что в среднем по области этот показатель равен 104,6 процента.

Рабочая группа, созданная по поручению губернатора, признала условия для развития предпринимательства в городе неудовлетворительными.

К Юрию Евдокимову поступило коллективное обращение от мончегорских предпринимателей. Главной причиной их недовольства стало решение горсовета о введении единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Для изучения ситуации была сформирована рабочая группа. В нее вошли специалисты двух областных департаментов - экономразвития и имущественных отношений, а также Северной торгово-промышленной палаты. Руководителем группы был назначен Александр Алимов, начальник отдела областного департамента экономразвития.

Как он сообщил, после встреч с предпринимателями и представителями администрации, а также анализа документов выяснилось, что принятая в Мончегорске 17 ноября 2005 года новая система корректирующих коэффициентов для исчисления ЕНВД отменила деление города на зоны. В упрощенной форме систему зонирования можно объяснить так: чем дальше от центра находится ваш бизнес (магазин, парикмахерская, сапожная мастерская), тем меньший налог вы платите. И это вполне справедливо. Ведь в центре покупателей (клиентов) всегда больше. А значит, и доходы выше. Для каждой зоны вводится корректирующий коэффициент базовой доходности - К2.

- По новой системе

значения этого коэффициента в Мончегорске не только стали едины от центра до окраин, но и для всех видов деятельности оказались значительно выше, чем в прошлом году, - отметил Александр Алимов. - Мончегорский К2 обогнал мурманский и даже питерский.

Для сравнения, у предприятий по ремонту и пошиву обуви в Мурманске самый высокий коэффициент (в областном центре есть зонирование) равен 0,36. А в Мончегорске он 0,5. Для тех, кто занимается ремонтом и пошивом швейных и меховых изделий, эти цифры 0,26 и 0,7 соответственно.

Как следствие, налоги у мончегорских обувщиков выросли на величину от 79 процентов до 16 раз, парикмахерских - от 2,5 до 17,5 раза, ателье по пошиву одежды от 3,5 до 25 раз, бань и душевых - до 33 раз!

Увеличились налоги и в торговле. Причем тоже весьма значительно. Руководитель группы привел конкретные примеры. У торгового комплекса "Постоялый двор" налоговая нагрузка увеличилась в 3 раза. У магазина "Нежная линия" в первом квартале этого года по сравнению с последним прошлого сумма налога возросла в 6 раз. Список можно продолжить, а цифры говорят сами за себя.

В результате предприниматели вынуждены были увеличить цены, в том числе и на социально значимые товары и услуги. В городе уменьшилась деловая активность. Ведь непомерное бремя налогов сделало многие предприятия убыточными.

Справедливости ради нужно заметить, что в ответ на протесты и обращения предпринимателей горсовет в апреле внес изменения и дополнения в ранее принятое решение. Введены понижающие коэффициенты для удаленных населенных пунктов, подчиненных горсовету, а также коэффициент сезонности.

Но, по мнению рабочей группы, эти меры не устранили причину конфликта. И условия для развития предпринимательства в Мончегорске по-прежнему остаются неудовлетворительными.

- Для снятия возникшей напряженности группа предложила ряд мер, - отметил Александр Алимов. - В частности, систему территориального зонирования предпринимательской деятельности в городе рекомендовано восстановить.

Игорь КУРСАКОВ