Найти деньги на покупку машины - это не завершение финансового вопроса, а только начало. Каждый автовладелец хорошо знает, в какую копеечку обходится ее содержание. То же самое и с тем, по чему машины ездят - дороги, мосты. Не успеешь "родить" - готовься "кормить".

Для мурманчан открытие нового моста через Кольский залив стало едва ли не самым значимым событием минувшего года, несомненно - радостным, праздничным. По нему и сейчас все еще приятно прокатиться, точно в первый раз. Хотя в сентябре исполнится год, как катаемся.

Но вслед за праздником, разумеется, наступают будни. С их заботами и проблемами. Годовой аппетит "новорожденного" тянет ни много ни мало на 17 миллионов рублей. И это деньги только из областного кармана.

Федеральный центр, как известно, принял участие в судьбе моста - помог мурманчанам его построить. Причем поддержка государства была очень существенной. Только в 2005 году федеральные субсидии составили порядка 550 миллионов рублей, при вкладе региона - в 95. Однако содержать свое детище области предстоит самой.

На что конкретно сейчас расходуются "мостовые" деньги, те самые 17 миллионов, я спросила руководителя "Мурманскавтодора" Александра Хохлова.

- Первое, это зимнее и летнее содержание, - приступил он к пояснению. - Затем - осмотры. Есть такая специализированная организация, которая следит за работой пролетных конструкций, опор. Не будешь следить - может что-нибудь произойти. Третье - это охрана. Четвертое - освещение.

Как заметил собеседник, зимний уход - уборка снега, борьба с обледенением, со скользкостью - съедает львиную долю, около 13 миллионов.

- Ого!

- Ну так мост и содержится... Вы видели, как он зимой выглядит? - отреагировал Александр Алексеевич. - Всегда в безнакатном состоянии. А уборка снега грейдерами там непозволительна - только специальными машинами, не портящими покрытия. Соль не сыпем, потому что под ее воздействием быстро портятся металлоконструкции. Применяем лишь особый раствор - такой же используют в Москве для дорог. Так что это единственный участок в Мурманской области, который содержится по всем современным нормам безопасности дорожного движения.

Спору нет, поддерживать такой уровень содержания - замечательно. Но и стоит это соответственно. Выкраивать же нужную сумму приходится из тех денег, которые областной бюджет вообще может себе позволить на дороги.

До 2003 года основные поступления в соответствующий кошелек шли от налога на пользователей дорог - все предприятия отчисляли установленный процент от своего оборота. Затем федеральное законодательство изменило порядок финансирования. В результате дорожная мошна нашей области существенно похудела. По словам Александра Хохлова, за пять лет, с 2000-го по 2005-й - в три с лишним раза.

Сейчас средства складываются из транспортного налога, части налога на землю и акцизов на нефтепродукты. В общем и целом получается - дефицит. На содержание моста надо искать дополнительные деньги.

И вполне вероятно, что предстоит пойти по пути, хорошо известному за рубежом и уже опробованному в России. В частности в Воронежской, Липецкой областях, где сегодня существуют платные дороги. А речь идет именно о них.

- Это перспективное направление в развитии дорожного хозяйства страны, стратегическая линия политики правительства. За дорогу должен платить тот, кто ею пользуется. И соответствующий проект федерального закона уже готовится, - отметил Александр Хохлов.

Закон - недалекое будущее. Но на местах вопрос может рассматриваться и сейчас. В этом плане новый мост вполне реальный объект. Тем более, что у любого, кому трата на проезд по нему покажется лишней, останется альтернатива - бесплатная переправа по старому мосту в Коле.

Если брать опыт воронежцев, у них аналогичное нововведение обходится владельцам легковушек в 10 рублей, а грузового транспорта в 20 - за один "пробег".

Попробуем примерить это к нашему мосту.

- Мы таким путем вполне можем обеспечивать средства на его содержание, - считает руководитель "Мурманскавтодора". - Давайте прикинем. Интенсивность движения 3-4 тысячи автомобилей в сутки. Беря с легковой машины 10 рублей, а с грузовой побольше, как раз выйдем на необходимые 17 миллионов в год.

Однако, по мнению моего собеседника, нужно дождаться появления федерального закона и решение готовить на его основе:

- Это будет самое правильное. А сейчас - прорабатываем вопрос.

Ожидается, что до конца нынешнего года закон о платных дорогах в России появится. И тогда уже к середине 2007-го, считает Александр Хохлов, мост через Кольский залив мог бы обрести новый статус - самоокупаемого.

Татьяна РЯЗАНОВА