В Северной торгово-промышленной палате прошел семинар «Роль инвестиционного проекта в привлечении заемных средств банков и других финансовых институтов в Мурманской области. Перспективы развития рынка ценных бумаг». В нем приняли участие представители регионального правительства и контролирующих органов, финансисты и предприниматели. Основная проблема, которая обсуждалась в ходе встречи, - увеличение капитализации банков, а также предприятий и компаний крупного, среднего и малого бизнеса путем привлечения инвестиций.

- Капитализация банков в стране сегодня вызывает опасения, - рассказывает заместитель руководителя областного департамента экономического развития Виктор Горбунов. - России предстоит вступление в ВТО, и может оказаться, что, интегрируясь в мировое экономическое пространство, наши крупные банки не смогут конкурировать с иностранными. Что же касается малого и среднего бизнеса, то он, как никто сегодня, нуждается в притоке капитала и поддержке со стороны государства. Правительством области уже разработана программа инвестиционной поддержки различных бизнес-проектов. Если у предпринимателя возникнут интересные идеи, он может смело обращаться к нам. Мы поможем найти инвестора, например, представив его проекты на международной выставке-ярмарке инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах (Франция).

Малому и среднему бизнесу на семинаре было уделено особое внимание, ведь именно он определяет развитие экономики. Общеизвестно, что большая часть хозяйствующих субъектов в стране и нашем регионе - это акционерные общества. Они могут быть открытыми или закрытыми. В Мурманской области свыше 200 компаний крупного и среднего бизнеса являются открытыми. По закону их акции должны присутствовать на рынке ценных бумаг, должна быть прозрачной бухгалтерия. Закрытых акционерных обществ более семисот, их ценные бумаги находятся внутри компаний и, как правило, у определенного круга лиц, а раскрытие информации о деятельности ЗАО, ведении реестра акционеров и бухгалтерской отчетности не предусмотрено законодательством. С одной стороны, в этом есть прямая выгода, потому что закрытая форма акционирования позволяет предпринимателям находиться в тени и минимизировать налогооблагаемую базу, так как по закону уставный капитал ЗАО может составлять всего лишь десять тысяч рублей, но с другой стороны, это плодородная почва для появления так называемых рейдеров.

- Я более чем уверен, что большая часть ЗАО рано или поздно прекратят свое существование, - говорит начальник территориального отдела по Мурманской области Федеральной службы по финансовым рынкам Северо-Западного федерального округа Вячеслав Харченко. - Ведь застой в развитии бизнеса приводит к банкротству либо к поглощению более сильными конкурентами. Малый и средний бизнес возник в основном на волне приватизации еще в начале 90-х годов. Но приватизировались все по-разному: у кого-то оказался толковый менеджмент, и бизнес пошел в гору, а у кого-то не оказалось таких возможностей, и бизнес, как находился в зачаточном состоянии, так и по сей день находится в нем. И многие предприниматели не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией, ведь, чтобы развиваться, необходим приток капитала.

Капитал можно привлечь несколькими способами: взять кредит в банке, пустить акции на рынок ценных бумаг либо наладить выпуск облигаций. Для этого мы и провели семинар, чтобы подтолкнуть предпринимателей к активизации своей деятельности и помочь им выйти из теневого сектора экономики. Ведь основной принцип акционерного общества - постоянное развитие и увеличение капитализации, но, к сожалению, закрытая форма акционирования не позволяет компаниям развиваться должным образом, а значит, о высоких темпах экономического роста как страны, так и региона говорить не приходится. Более того, такой формы собственности, как ЗАО, нет нигде в мире.

Правда, как выяснилось в ходе семинара, для наращивания капитала предприятий малого и среднего бизнеса государство сегодня применяет, и довольно успешно, такой рычаг, как выдача лицензий. Так, например, для выдачи компании лицензии на поставку и торговлю алкогольной продукцией ее уставный капитал должен составлять не менее ста тысяч рублей. В свое время это подвигло многих на выпуск дополнительных акций и раскрытие информации о своих предприятиях, приведение в порядок бухгалтерской отчетности. Но этого недостаточно.

- На фондовых биржах сегодня представлены акции крупных предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности, а также транспортных компаний Мурманской области, - продолжает Вячеслав Владимирович. - Но их бизнес давно сложился и уже не дает высоких темпов роста, который могут дать предприятия малого и среднего бизнеса.

Как выяснилось в ходе обсуждения, даже в открытых акционерных обществах дела идут не так хорошо, как хотелось бы, и одна из причин, по мнению многих участников семинара, - низкий уровень менеджмента. Многие предприниматели даже не удосуживаются зарегистрировать первоначальную эмиссию акций, а реализация дополнительной эмиссии ценных бумаг через фондовый рынок - возможность для привлечения инвестиций, тем более что в стране с каждым годом возрастает роль миноритарных (мелких) акционеров. Люди стали чаще задумываться, куда вложить свои кровные. И сегодня они готовы не только положить деньги в банк, но и приобрести ценные бумаги солидной компании.

А чтобы компании стать солидной, ей необходимо выйти из тени и стать прозрачной. Более того, многие сошлись во мнении, что открытая информация - это один из способов защиты акционерного общества от рейдеров. Информация о предприятии предоставляется в Федеральную службу по финансовым рынкам, выносится на ленту новостей (информационные агентства), а также размещается согласно закону на собственном сайте в Интернете. В ежеквартальных отчетах прописывается стратегия развития компании, органы управления и аффилированные (обладающие крупными пакетами акций, которые позволяют влиять на деятельность компании) лица.

И если руководители открытых акционерных обществ худо-бедно стараются следовать букве закона, то, как показывает практика, в закрытых акционерных обществах документация мало того что скрывается, еще и из-за низкого уровня менеджмента ведется кое-как. Поэтому грамотным рейдерам ничего не стоит выкупить такое ЗАО с уставным капиталом в десять тысяч рублей и затем перепродать его активы за реальную рыночную стоимость.

Директор филиала группы компаний «АВК - ценные бумаги» Александр Тараскевич считает, что большинство компаний региона привлекают инвестиции за счет банковских кредитов, реже - за счет акций и совсем не используют такую форму, как выпуск облигаций. А ведь облигационный заем - не что иное, как рыночный кредит, который обходится предприятию в полтора, а то и в два раза дешевле, чем банковский.

- Если компания успешно работает, - говорит Александр Викентьевич, - более того, ставит перед собой долгосрочные стратегические цели, то брокерские дома, инвестиционные компании и банки начинают давать ей положительные рекомендации, после чего появляется спрос на акции или облигации этой компании. Но порой менеджмент компаний просто не знает о том, что нужно сделать, чтобы вывести ценные бумаги на рынок. Конечно, эта процедура непростая, но она еще больше усложняется для тех, у кого не все в порядке с документами, кто не удосуживается проводить собрания акционеров и отчитываться перед ними и уж тем более начислять положенные дивиденды. О том, как вывести акции на фондовый рынок, можно узнать на сайтах торговых площадок в Интернете.

Однако Александр Лебедев, генеральный директор базы снабжения «Диал», считает, что большинство предпринимателей просто психологически не готовы к такому виду привлечения инвестиций, как выпуск ценных бумаг и вывод их на фондовый рынок. И одна из причин - несовершенство корпоративного законодательства, которое не может в полной мере защитить предприятие или компанию от поглощения.

- Чем успешней предприятие, будь то открытой или закрытой формы собственности, тем больше оно привлекает внимание рейдеров,- объясняет свою точку зрения Александр Геннадьевич. - Но волков бояться - в лес не ходить. Открытую компанию, которая не просто нашла какую-то свою «золотую жилу» и черпает, пока она не закончится, а ту, которая заботится об имидже, принимая, например, участие не только в коммерческих, но и в социальных общественно значимых проектах, поглотить довольно сложно. Хотя бы потому, что это может вызвать общественный резонанс. Ведь открытость - не что иное, как интеграция в социум. Правда, кое-кто опасается увеличения налогооблагаемой базы, хотя если грамотно пользоваться налоговым законодательством, то можно вполне рационально вести расчеты с государством. Так что все эти опасения, как правило, от банальной безграмотности.

И все же, как выяснилось, механизмы защиты предприятий от рейдеров существуют. Во-первых, предприниматель должен постоянно отслеживать состав акционеров. Во-вторых, не стоит распылять большие пакеты акций, продавая их через фондовую биржу, а искать стратегического инвестора. И, в-третьих, досконально знать все нюансы корпоративного законодательства. И тогда интеграция компании в социуме будет успешной.

Игорь АРИСТОВ.