В 21 населенном пункте нашей области работают 178 офисов различных банков. Много это или мало? Специалисты говорят, что достаточно. По количеству точек предоставления банковских услуг на тысячу населения мы занимаем первое место в Северо-Западном федеральном округе. По количеству банкоматов и кредитных карточек - второе, уступая лишь Санкт-Петербургу. Широк и спектр предлагаемых услуг.

Более того, ряд банков планируют расширять свою внутриобластную сеть. Расширять количественно, но не географически. Иначе говоря, услуги финансово-кредитных учреждений по-прежнему будут доступны лишь в 21 населенном пункте. А в остальных? Пусть даже небольших, где живут несколько тысяч человек? Ведь и там люди тоже хотят приобщиться к благам цивилизации.

Областной департамент экономического развития совместно с главным управлением Банка России по Мурманской области начали совместную работу по повышению доступности банковских услуг для населения малых городов и сельских населенных пунктов. Этой теме было посвящено совещание, прошедшее в правительстве области.

- Жители небольших населенных пунктов не могут получить даже узкий спектр банковских услуг, - подчеркнул первый заместитель руководителя областного департамента экономического развития Сергей Семенов. - Между тем доступность услуг не должна зависеть от места проживания. Что же для этого нужно сделать?

О нынешнем состоянии дел в банковской системе края рассказал начальник главного управления Банка России по Мурманской области Андрей Климов. У нас действуют 4 местных банка и 25 филиалов. Их активы превышают 35 миллиардов рублей. Причем за три последних года они удвоились. Вклады населения составляют 25,4 миллиарда рублей.

В последнее время существенно изменилось и отношение банкиров к физическим лицам. К ним, простите за тавтологию, повернулись лицом. От 40 до 50 процентов кредитов выдается сейчас именно населению. Правда, и задолженность по ним уже достигла 12 миллиардов рублей. Но это частность. Думается, механизмы возврата средств будут отработаны.

Миллиарды туда, миллиарды сюда... Цифры огромные, банковская нива колосится и процветает. И все же на фоне общего благополучия жители малых населенных пунктов оказываются этакими Робинзонами на необитаемых островках. Пожелания муниципалов по расширению сети банковских услуг обобщила Людмила Неборак, начальник отдела финансового анализа областного департамента экономического развития.

Североморск-3, Гремиха и Островной хотели бы получить банкоматы. Шонгуй и Зверосовхоз жалуются на закрытие у них отделений Сбербанка. Список обиженных и обойденных можно продолжить.

Так что же все-таки мешает деловому братанию банкиров с жителями малых населенных пунктов? Объективных препятствий здесь немало. Сергей Яковлев, завсектором экономического анализа и мониторинга предприятий ГУ Банка России, выделил шесть. Первое - организация филиала стоит дорого. В небольшом населенном пункте он может себя не оправдать. Второе - нет интереса местных администраций в предоставлении банкам помещений в аренду. Третье - нет технических условий. Какой электронный платеж можно провести, если в поселке нет доступа к соответствующим каналам связи? Четвертое - для отдаленных населенных пунктов высока стоимость инкассации. Пятое - на местах нет квалифицированных кадров. Шестое - нет механизма взаимодействия между муниципалитетами и банками.

И это только основные. Понятно, что, если в малонаселенном да к тому же не избалованном высокими заработками поселке поставить банкомат, к нему придется приставлять личную охрану. Иначе будет по принципу: спрячь банкомат за высоким забором - выкрадут вместе с забором. И этим перечень страшилок не исчерпывается.

Так что же все-таки делать, чтобы банковские услуги стали доступнее? Самое очевидное - полнее задействовать для оказания финансовых услуг инфраструктуру Почты России. Наверняка существуют и другие возможности. Над ними будут думать. Как подчеркнул Сергей Семенов, не позднее начала мая в области должна быть сформирована система конкретных мер по улучшению ситуации в названной сфере.

Игорь КУРСАКОВ.