В зале междуреченского Дома культуры пятого ноября яблоку было негде упасть. За два года - с того момента, как было создано муниципальное образование Междуречье, включившее также Мишуково, Минькино и Килпъявр, - жители этих населенных пунктов в таком количестве собрались вместе впервые. Занятыми оказались не только "посадочные" места, но и проходы. Столь жгучий интерес у людей вызвал вопрос: быть или не быть на "их" территории угольному терминалу? Мнение населения и должно было прозвучать в тот день.

Забегая вперед, скажу, что свое принципиальное согласие на строительство жители (пусть и не единодушно) выразили. Но далось это устроителям общественных слушаний и инвесторам весьма непросто. Присутствовавшим главам местной и Кольской районной администраций, представителям областной думы, исполнительных органов власти региона и самим угольщикам пришлось выслушать от людей немало критики и ответить на многочисленные вопросы. Потребовалось на бурное собрание почти четыре часа.

Впрочем, и вопрос стоит не за малым. В перспективах экономического роста Мурманска и края в целом очень большое значение уделяется развитию инфраструктуры и созданию новых портовых мощностей на западном берегу Кольского залива. Здесь один из основных моментов в экономической стратегии мурманчан - задуманный компанией "Кузбассразрезуголь" и холдингом "Сибирский деловой союз" терминал для перевалки угля. Построить его предполагается в устье реки Лавны, и с этой целью сибиряки уже создали и зарегистрировали на территории нашего региона новое предприятие - ООО "Морской торговый порт "Лавна".

Могучий терминал планируется вводить в три очереди мощностью по 6 миллионов тонн в год, с началом перевалки угля на западном берегу уже в 2010 году и выходом на максимальный объем (18 миллионов) в 2018-м.

По идее, с приходом новой компании жизнь на той стороне залива должна заметно оживиться. Как заявили инвесторы, из шестиста рабочих мест, которые они намерены создать в порту, триста гарантируется местному населению. А еще больше рабочих рук потребуется на период строительства, к которому по планам должны приступить совсем скоро - в следующем году. Причем в вопросе подготовки кадров акционерное общество собирается занять активную позицию, и это представляет интерес как для молодежи, так и для тех, кто желает сменить профессию. Выразил бизнес и готовность участвовать в решении социальных задач в регионе своего присутствия.

Особо внимание инвесторы заострили на экологической стороне проекта. Применение новейших технологий и оборудования должно исключить пыление угля при загрузке в вагоны, а в трюмы судов засыпка и вовсе будет производиться закрытым способом. Предусмотрены и специальные системы, позволяющие избежать загрязнения воздуха и воды при складировании угля.

Все бы хорошо, только вот обещания инициаторов строительства показались местным жителям неубедительными. Мол, сейчас посулы богаты, а потом ни работы не получишь, ни помощи, только жить придется, дыша угольной пылью, под грохот нового порта и железной дороги. За словом в карман народ не лез и выражений особо не сглаживал. Требовал "не вешать лапшу на уши" и вопрошал: "Где твердые гарантии? Покажите!"

Хотелось людям и побольше конкретики в плане улучшения условий жизни вообще, а также в решении проблем с электро- и водоснабжением, медицинским обслуживанием в частности. Будут ли, к примеру, построены баня и новые спортивные сооружения? Не окажется ли перекрытой дорога к кладбищу?

В ответ на последний вопрос генеральный директор ООО "Морской торговый порт "Лавна" Сергей Кропотов (он - на снимке) пояснил, что генсхема терминала предусматривает круглосуточный доступ к погосту как для пеших, так и автотранспорта. Что касается развития социальной сферы, он привел цифру ожидаемых налоговых отчислений в местную казну - порядка 30 миллионов рублей в год, а уж куда конкретно деньги будут направляться, решать муниципалитету вместе с населением. И "налоговым" участием предприятие ограничиваться не собирается.

- И в рамках развития порта, и в рамках работы с профсоюзом, и в рамках соглашений с администрацией Мурманской области мы будем строить и развивать инфраструктуру для нормальной жизни людей, поскольку основная масса наших работников будет проживать на этой территории, - заверил Сергей Аркадьевич.

- Что конкретно сделать на деньги, полученные от инвесторов, прежде всего вы и будете определять. Баню так баню. Это уже вопрос к вам и вашей администрации, - поддержал гендиректора председатель областной думы Евгений Никора.

И для большей убедительности заявил, что готов лично периодически информировать население, как реализуются данные бизнесом обещания.

"Шумовые" опасения жителей угольщики постарались развеять: современные технологии перевалочных работ такой проблемы не создают. Где же именно "стучать" железной дороге, будет решаться в рамках другого проекта, и населению еще предстоит высказать свое мнение по этому поводу.

Заметим, что в числе недовольных оказалось и местное сельхозпредприятие - известный в крае СХПК "Полярная звезда". У него к инвесторам, "покушающимся" на земли кооператива, свои претензии. Уйдет часть угодий - кормов хозяйство будет выращивать меньше, но в больших объемах придется их закупать. А это не выгодно. Кто будет возмещать потери?

- С представителями инвесторов я встречался неоднократно, но не услышал ответа на основной вопрос - о компенсациях, - заявил руководитель "Полярной звезды" Владимир Сидоров. - Мы должны получить компенсацию за упущенную выгоду.

Чтобы найти путь ко всеобщему, так сказать, примирению, руководитель департамента промышленности и транспорта Петр Принц предложил подготовить и подписать соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между инвесторами и правительством Мурманской области (опыт подобных соглашений уже есть), где будут отражены интересы и муниципального образования, и его жителей, и аграриев. Проект же решений общественных слушаний был существенно дополнен. В результате гарантами между инвесторами и СХПК "Полярная звезда" в вопросе компенсации заявлены правительство региона и областная дума; должна быть также создана рабочая группа для подготовки инвестиционной программы социально-экономического развития муниципального образования Междуречье и соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве между правительством области и инвесторами.

О ходе же выполнения принятых решений и реализации проекта строительства запланировано проинформировать население в марте следующего года.

- Надо сесть за стол переговоров и спокойно в рамках закона все обсудить. Мы - ваши союзники и партнеры. И в марте снова к вам приедем, - пообещал Петр Принц.

Возможно, дополнительные гарантии значительно добавили проекту строительства терминала сторонников среди населения. Тем не менее 88 человек так и не согласились с ним, и только 133 проголосовали "за". А часть людей и вовсе ушла, не выразив своего мнения.

В общем, как показали междуреченские дебаты, от легковерности наш народ все больше избавляется и заставить его поверить обещаниям все труднее. Но, что примечательно, по признанию заместителя председателя областной думы Александра Крупадерова, событий, более интересных, чем общественные слушания, он в своей депутатской деятельности в последнее время не встречает.

Татьяна РЯЗАНОВА, Междуречье - Мурманск