В минувшую среду в областном правительстве состоялось подписание дополнения к соглашению о межведомственном взаимодействии при проведении таможенного и ветеринарного контроля в Мурманском морском рыбном порту.

Само соглашение было заключено еще 7 июня руководителями трех ведомств - Мурманской таможни, регионального управления Россельхознадзора и областного комитета по ветеринарии и охране животного мира. Оно было призвано положить конец многолетним жалобам рыбаков на длительную многоступенчатую систему проверок судов контролирующими органами. Система эта вела к дорогостоящим простоям, из-за нее Мурманск даже получил прозвище "вражеский порт".

Подписание дополнения стало хорошим поводом подвести предварительные итогов того, как действует соглашение. И здесь участники церемонии оказались единодушны в оценках.

- Это прецедент не только для Мурманской области, но и для России, - отметил вице-губернатор Сергей Субботин, - когда федеральные органы власти делают все возможное, чтобы оптимизировать исполнение своих обязанностей в интересах бизнес-сообщества".

- Соглашение, слава богу, действует, - сказал заместитель начальника Мурманской таможни Сергей Кравченко. - Оно реально. И что очень ценно - не противоречит федеральным законам.

А сделать удалось немало. Контролирующие органы фактически стали действовать по методу "одного окна" - проводить проверки одновременно, а не по очереди. Пробы продукции для анализов изымаются у рыбаков один раз и передаются по цепочке. Сразу после первичной проверки судно получает разрешение на выгрузку.

И рыбаки это оценили. Очень нужным назвал соглашение руководитель производственной службы ОАО "Мурманский траловый флот" Игорь Греков: "Это большая заслуга и региональной власти, и органов надзора, которые нашли варианты, приемлемые и с точки зрения закона (весьма противоречивого), и с точки зрения интересов бизнеса".

По словам гендиректора Мурманского морского рыбного порта Владимира Соколова, соглашение повысило конкурентоспособность предприятия. Для сравнения: за 10 месяцев 2006 года через порт прошла 21 тысяча тонн рыбопродукции, за тот же период нынешнего - 25 тысяч.

И все же большинство участников назвали соглашение лишь первым шагом на пути к возвращению наших рыбаков в родной порт. Следующим стало подписанное в среду дополнение. В нем два принципиальных новшества. Во-первых, теперь проверка качества рыбопродукции, вывозимой за пределы области, проводится только по желанию владельца груза. Во-вторых, для мониторинга реализации соглашения и оперативного урегулирования спорных ситуаций грузовладельцам рекомендуется взаимодействовать с Северной торгово-промышленной палатой (СТПП).

На вопрос "МВ", как - бесплатно или за деньги - палата будет "мониторить" и "урегулировать", ее президент Анатолий Глушков ответил очень дипломатично: "Мы - членская организация, объединяем бизнес. Поэтому с членами палаты будем работать за счет их взносов. Как - с прочими? У нас организация открытая, каждый может вступить..."

Кстати, руководитель регионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Василий Красовский назвал подключение к процессу СТПП шагом к достижению прозрачности, гласности и оценил это как вклад в борьбу с коррупцией.

О том же сказал Сергей Субботин: "Я бы даже назвал участие СТПП не мониторингом, а механизмом обратной связи от бизнеса к федеральным структурам". А в заключение вице-губернатор довольно жестко добавил:

- Сроки оформления - для многих лишь отговорка. Они не идут сюда в значительной мере не потому, что здесь сложная процедура, на которую тратится длительное время. А потому, что "туда" вести выгодней, "там" легче спрятать концы. Не обвиняю в этом всех рыбаков, но в значительной мере это имеет место. Мы должны сделать свою схему безупречной, оптимальной. И тогда решение везти или не везти в Мурманск рыбу пусть лежит уже на совести судовладельцев.

Петр БОЛЫЧЕВ