В конце октября президент России подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предполагает создание особых экономических зон портового типа. Одним из наиболее перспективных портов России является порт Мурманск. Мурманский транспортный узел (МТУ) может крепко связать морские перевозки России между Западом и Востоком.

Что дает создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), чем она будет отличаться от ОЭЗ других типов, впишется ли в нее Мурманский порт? - об этом наш разговор с заместителем губернатора - руководителем департамента экономического развития Мурманской области Валерием ТАЛИЧКИНЫМ.

- Валерий Александрович, где будут создаваться портовые зоны и в чем их отличие от других ОЭЗ?

- Как говорится в федеральном законе, портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации названных портов.

В отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, которые создаются на 20 лет, зоны портового типа будут действовать 49 лет. Они могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований, занимать площадь до 50 квадратных километров и создаваться на участках, владельцами которых являются не только государственные или муниципальные органы, но и частные, и юридические лица.

- Наша область давно ратовала за то, чтобы создать в Мурманске портовую особую экономическую зону. С появлением нового закона эту проблему можно считать решенной?

- По первой части вопроса можно даже сказать конкретнее. Инициатором создания портовых зон в нашей стране выступил губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. Его идею дополнить существующее законодательство положениями о портовых зонах поддержал президент РФ Владимир Путин.

Появление нового закона дает Мурманской области многое, чтобы вписаться в ПОЭЗ, но далеко не все. Закон не дает нам пропуска для беспрепятственного вхождения в портовую зону. Но он дает нам возможность, действуя по установленным правилам, не только получить этот пропуск, но и вовлечь в создание портовой зоны состоятельных резидентов, то есть создать на территории Мурманского морского порта более мощный транспортный узел. И сейчас мы активно работаем в этом направлении.

- Что конкретно сделано и делается правительством области, другими участниками проекта по созданию ПОЭЗ в порту Мурманск?

- Мурманская область не стоит в стороне от процессов подъема экономики, развития транспорта, привлечения инвестиций в эту сферу деятельности. В прошлом году правительство области начало разработку документов для подготовки заявки на участие в конкурсе Минэкономразвития по отбору портовых особых экономических зон. Создана рабочая группа, в которую вошли специалисты администрации области и города Мурманска, представители крупнейших предприятий Мурманского транспортного узла, таможни, морского рыбного порта, судоремонтных предприятий и другие. Кроме этого Центральный научно-исследовательский институт морского флота разработал вариант технико-экономического обоснования создания ПОЭЗ в порту Мурманск.

На днях, 20 ноября, департамент экономического развития опубликовал в "Мурманском вестнике" извещение о проведении открытого конкурса, предметом которого является подготовка заявки для участия в конкурсе ОЭЗ портового типа в Мурманской области. Так что работа в этом направлении ведется активно, и мы рассчитываем на положительный результат.

- Вы упомянули о состоятельных резидентах. Кто ими может стать при создании Мурманской ПОЭЗ и есть ли желающие принять участие в реализации масштабного проекта?

- Резидентами морских ПОЭЗ могут стать организации-инвесторы, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ПОЭЗ, и вложившие не менее 100 миллионов евро в инфраструктурные проекты создания и развития нового порта и 3 миллиона евро - при реконструкции и развитии действующего порта.

Правительство области поддерживает ряд крупных инвестиционных проектов, которые осуществляются в зоне действующего порта Мурманск. Бизнес и власть создают здесь механизм государственно-частного партнерства. В качестве резидентов Мурманской ПОЭЗ мы видим Мурманский морской торговый порт, ЗАО "Синтез Петролеум", ООО "Трансервис", ОАО "Мурманский судоремонтный завод морского флота" и некоторые другие.

- Какие льготы и преференции получат участники особой экономической зоны портового типа?

- Новый измененный закон дает резидентам ПОЭЗ существенные преференции помимо льгот, предусмотренных для других особых экономических зон. Все работы и услуги, осуществляемые в ПОЭЗ, будут освобождаться от налога на добавленную стоимость. Но главное для порта - это режим особой таможенной зоны, который будет действовать на ее территории. То есть грузы, ввезенные на территорию зоны из-за границы и вывезенные после переработки, сортировки, переупаковки за границу, не пересекают государственную границу Российской Федерации. Это очень важно для экономики предприятий, занимающихся перевозкой и перевалкой грузов, судоремонтом.

Кроме того, на территории зоны упрощаются функции контролирующих и надзорных организаций, что немаловажно для ускорения обработки судов в порту.

- Есть ли "подводные камни", нерешенные проблемы на пути создания портовой зоны?

- Проблемы есть. В подобных случаях бесполезно кому-то говорить: возьмите нас, мы самые лучшие! Для того и проводится конкурс, чтобы отобрать лучшие, самые конкурентоспособные проекты. И хотя мы почти на 100 процентов уверены в возможностях и перспективах развития нашего порта, опережать события не будем: конкурс есть конкурс.

Большую озабоченность правительства области вызывают вопросы землеустройства территории портовой зоны, которые до настоящего времени окончательно не урегулированы и не оформлены. Возможно, по некоторым землям придется принимать решения о переводе их в другую категорию или по их изъятию для государственных нужд.

Для создания инженерной, коммунальной, коммуникационной инфраструктуры ПОЭЗ потребуются бюджетные вложения. А бюджет области на 2008 год практически сверстан. И в случае победы в конкурсе придется изыскивать дополнительные средства порядка ста миллионов рублей.

- Когда можно будет узнать о результатах российского конкурса по созданию ПОЭЗ?

- Конкретного срока пока назвать нельзя. Дело в том, что официально этот конкурс еще не объявлен, поскольку еще не вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". А вступит в силу закон по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Опубликован же он был в "Российской газете" 7 ноября.

Однако по выступлениям в печати министра экономического развития и торговли Эльвиры Набиуллиной и главы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаила Мишустина конкурс будет объявлен в конце нынешнего года. Так что с итогами конкурса мы сможем познакомиться где-то ближе к середине 2008 года.

Беседовал Виктор ЕРМОЛИН.