Начинается подготовка зверобойному промыслу в Белом море. Немалую роль в нем сыграет нынче фирма "Рибер-Скинн-Поморье", "дочка" норвежской "Рибер-Скинн", занимающейся переработкой шкур морского зверя, добываемых в основном в Канадских льдах. Ее архангельская "дочка" выступает инвестором и организатором значительной части промысла в Белом море чтобы обеспечивать сырьем мощности по переработке шкур и выпуску готового меха в Норвегии. В 2006 и 2007 годах фирма уже организовывала промысел тюленя в Белом море, притом, не привычным для архангельских и мурманских колхозов "вертолетным способом", а - с зафрахтованного судна. Правда, первый опыт, в 2006 году не был удачным: проволочки в береговых службах не позволили выйти судну на промысел в нужные промысловые сроки. Зато в прошлом году промысел вполне удался: зверобои добыли с судна "Садко" до 5 тысяч голов серки. Вся добыча после первичной переработки в цехе деревни Зимня Золотица отправлена в Норвегию. В нынешнюю "зверобойку" фирма планирует снарядить три судна, одно из которых будет норвежское под российским флагом. Еще одно судно намерен зафрахтовать на весенний промысел поморский зверобой Михаил Широкий.

Судовой промысел морского зверя широко практиковался у нас в 30-70 годы 20-го столетия. Два десятка зверобойных судов ходили ежегодно во льды Белого и Гренландского морей. Помимо возрождения такого промысла "Рибер-Скинн-Поморье" налаживает и традиционный его вид - с лодок. В течение многих веков поморы уходили весной во льды за зверем на зверобойных карбасах, на лодках-ледянках. Теперь они будут ходить в море прямо от своих деревень на фангсботах - больших лодках с мощными моторами. Пять таких лодок были опробованы фирмой в 2007 году и показали хороший результат. Более дюжины фангсботов смогут выйти на промысел в этом году. Минувшим летом сотрудники "Рибер-Скинн" познакомили поморов-зверобоев с моторами фангсботов, с управлением ими, научили пользоваться прибором навигационной системы "джи-пи-эс", портативной рацией. Летом 2007 года работники "Рибер-Скинн-Поморье" обошли на фангсботах все прибрежные деревни Зимнего берега вплоть до Койды в Мезенском заливе, чтобы познакомить население с этими промысловыми судами, построенными, кстати, на Соломбальской судоверфи. В этом "турне" участвовал и управляющий колхоза мурманской Чапомы Александр Кожин. Перспективы возвращения к традиционному методу промысла зверя с лодок, но уже моторных, больших, впечатлили мурманчанина. Решено, что зверобои из Чапомы нынешней весной присоединятся к промыслу, организуемому "Рибер-Скинн-Поморье". Тем более, что кампания 2007 года показала поморам: сотрудничество с этой фирмой приносит хороший доход, несопоставимый с заработками в колхозе. Для Чапомы уже заказано изготовление в Соломбале двух фангсботов, которые спустя два месяца сойдут со стапеля.

Жители поморских деревень уже звонят в фирму о заключении договоров на промысел на этих судах. В нынешнем году объем добычи морского зверя в Белом море значительно увеличится, значит и заработки у поморов при условии успешного промысла могут быть очень неплохими.

"Рибер-Скинн-Поморье" сейчас занято организацией на побережье сети заготовительных пунктов: что-то вроде сельхозкооперации. Там поморы получат фангсботы, моторы, бесплатное топливо, портативные средства навигации и радиосвязи, результаты авиаразведки мест залежек и отправятся на промысел. Его безопасность обеспечивается с помощью радиосвязи и дежурного вертолета, который заказывает "Рибер-Скинн-Поморье". Добыв определенное количество тюленей, промысловик привозит и сдает их на заготпункт. Там же получает за них деньги и снова идет во льды. Нельзя не отметить, что подобный промысел на порядок эффективнее вертолетного. Ведь стоимость услуг винтокрылых машин достигла таких величин, что составляет уже 95 процентов себестоимости промысла! Фангсботы с их мощными моторами способны ходить практически по всему Белому морю.

Применение этих лодок в деревнях интересно еще и по другой причине. После весеннего промысла поморы могли бы летом идти на заработки, на Соловки, например. Там на фангсботах можно добывать водоросли, совершать прогулки по морю с туристами, ловить рыбу, наконец, - ту же беломорскую селедку.

"Рибер-Скинн-Поморье" эту идею склонна поддержать.

Вообще фирма намерена расширять свою деятельность на нашем Севере. Правда, российской стороне невыгодно добываемого морского зверя продавать за границу в качестве сырья. Но достигнуто соглашение с норвежской стороной, во первых, о том, что после глубокой переработки все 100 процентов шкурок будут отныне возвращаться на российские меховые фабрики. А во, вторых, при достижении объема промысла в 100 тысяч тюленей, будет решаться вопрос о строительстве норвежцами предприятия по глубокой, окончательной переработке шкур морского зверя здесь же, скорее всего в Архангельской области. Придавая большое значение сотрудничеству в этой сфере, норвежское правительство решило субсидировать проект по возрождению и расширению традиционного промысла морского зверя в Белом море.

Фото:
Зверобойный промысел - традиционное занятие поморов, о чем свидетельствует эта старинная гравюра.
Фото:
Зверобойный промысел - традиционное занятие поморов, о чем свидетельствует эта старинная гравюра.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Фото: Федосеев Л. Г.
Зверобойный промысел тюленя в Белом море.
Игорь ЧЕСНОКОВ, Архангельск.