Заместитель губернатора - руководитель департамента экономического развития области Валерий Таличкин провел рабочее совещание по вопросам создания в Мурманске портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) и развития Мурманского транспортного узла (МТУ). Вопросы эти все чаще включают в повестку дня областные административные структуры, и это легко объяснимо - время требует двигаться вперед по пути выполнения намеченных планов.

Напомним, что в ноябре прошлого года департамент экономического развития объявил открытый конкурс на предмет подготовки заявки для участия в конкурсе по созданию особой экономической зоны портового типа в Мурманской области. В декабре конкурс выиграло ООО "Про-Инвест-Спецпроект". И теперь этому обществу в установленные сроки предстоит подготовить соответствующую заявку с объемными приложениями. Собранные документы (а это не один десяток килограммов) будут представлены на российский конкурс.

Опять же в конце минувшего года руководитель Минтранса утвердил Генеральную схему развития Мурманского транспортного узла. Иными словами, разработанная производственниками и проектировщиками Генеральная схема МТУ обрела статус официального государственного документа, по которому теперь можно работать.

Участники совещания (руководители и специалисты двух областных департаментов - экономического развития и промышленности и транспорта, а также управляющей компании "Мурманский транспортный узел", ОАО "Мурманский морской торговый порт", ООО "Про-Инвест-Спецпроект") много внимания уделили определению границ, землеустройству территории особой экономической зоны в порту Мурманск, выполнению в ней своих функций федеральным государственным предприятием "Росморпорт". Заинтересованно прошло обсуждение и такой проблемы, как участие в качестве резидентов ПОЭЗ Мурманского транспортного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" и ООО "Мурманский торговый порт "Лавна".

По спорным вопросам участники совещания приняли решение обратиться за разъяснениями в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. В частности, по таким: включается ли в состав ПОЭЗ акватория порта, возможно ли создание особой экономической зоны на обоих берегах залива, можно ли после создания ПОЭЗ ставить вопрос об увеличении ее площади (закон предусматривает площадь зоны до 50 квадратных километров)?

К сожалению, нет пока ясности и со строительством такого жизненно важного объекта, как железнодорожная ветка на западном берегу Кольского залива. Между тем от наличия железнодорожного участка Выходной - Лавна, протяженностью порядка 30 километров, будет зависеть и развитие инфраструктуры на западном берегу залива.

Пристального внимания требует к себе вопрос будущего энергоснабжения объектов Мурманского транспортного узла с учетом строительства контейнерного терминала, логистического дистрибуционного центра и других объектов, как на восточном, так и на западном берегу залива.

Проблем на пути развития Мурманского транспортного узла и создания особой экономической зоны в порту Мурманск, безусловно, немало. Но большое перспективное дело без проблем и не обходится. И участники разговора искали и находили подходы к их решению.

Виктор ЗАРУБИН