Рабочая встреча глав городов и муниципальных образований юга Кольского полуострова с главами муниципалитетов Восточной Лапландии прошло при участии представителей правительства Мурманской области и финской губернии Лапландия 12 февраля в Апатитах.

Цель встречи и состоявшихся на региональном правительственном уровне переговоров - обсудить приоритетные направления приграничного сотрудничества, стратегию предпринимательского движения, перспективы создания технопарка в Алакуртти и проблемы развития транспортной инфраструктуры на юге Кольского полуострова.

Следует отметить, что это важное мероприятие состоялось в рамках международной программы "Коларктик", которая призвана содействовать приграничному сотрудничеству между Северным Калоттом и Северо-западом России, развитию местного самоуправления на этих территориях.

Интерес к перспективам бизнеса на приграничных территориях связан с тем, что с нового года вступил в действие Федеральный Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". С основными позициями соответствующей региональной целевой программы участников встречи познакомила начальник отдела развития инноваций и предпринимательства департамента экономического развития Мурманской области Ольга Борисенко. Безусловно, в области государственной поддержки предпринимателей в России сейчас происходят значительные изменения. Только одна цифра: если в прошлом году на эти цели в Мурманской области израсходовали 800 тысяч рублей, то в этом году будет потрачено - с учетом выделенных федеральных средств - 45 миллионов!

С темой развития малого бизнеса на юге Кольского полуострова тесно соприкасается проблема создания технологичного парка в поселке Алакуртти. Впрочем, как рассказал глава этого муниципального образования Степан Оленич, проблемы здесь на данном этапе как раз и нет.

Напомним, сама эта идея появилась, когда была расформирована последняя из расположенных там воинских частей. Военные ушли, и большая часть шеститысячного гражданского населения осталась не у дел. Пустуют и постепенно приходят в негодность здания и сооружения, которые как раз и можно использовать для создания небольших предприятий. Особая индустриальная зона в Алакуртти может быть выгодна как восточным районам Финляндии, так и приграничным районам Мурманской области. Ведь не секрет, что в экономическом отношении эти северные территории развиты слабо. Между тем, есть положительный опыт создания технопарка в такой же приграничной зоне - в карельской Костомукше. Там уже действуют совместные предприятия и не только нет безработицы, но и возникла нехватка рабочих рук.

Наша проблема состояла в том, что в поселке переплетены интересы нескольких ведомств - Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, таможни. Так сложилось: решить здесь какие-то вопросы можно только на федеральном уровне. Как сообщил Степан Оленич, перечень этих вопросов, подготовленный рабочей группой, уже представлен в правительство Российской Федерации. В положительном решении проблем поселка - например, снятии статуса погранзоны - он не сомневается. По мнению специалистов департамента экономического развития, с учетом опыта наших ближайших соседей, такой индустриальный приграничный комплекс может быть создан в Алакуртти уже к 2011 году.

Пожалуй, главным вопросом, на который финские коллеги хотели бы получить ответ, стало восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией. Речь идет о реконструкции существующей, но давно не действующей железнодорожной ветки от Алакуртти до Саллы. Финская сторона озабочена тем, что этот вопрос никак не удается решить уже более десяти лет. Появились и новые обстоятельства, которые заставляют муниципалитеты Восточной Лапландии вернуться к обсуждению идеи. Например, в городе Кемиярви закрывается целлюлозно-бумажный комбинат, в ближайшее время 250 человек окажутся за его воротами. А проект реанимации дороги как нельзя более кстати помог бы решить надвигающуюся проблему безработицы.

Действительно, по предложению финских коллег проект этот обсуждается давно, с 1994 года. Но ведь все это время, как подчеркнул в своем выступлении член областного правительства, заместитель губернатора, руководитель департамента экономического развития Мурманской области Валерий Таличкин, в России происходили большие политические и общественно-экономические изменения. Впрочем, и в Финляндии тоже.

До недавнего времени в силу ряда обстоятельств правительство Мурманской области действительно было против проекта реанимации железной дороги. Но времена меняются.

Сегодня правительство Мурманской области считает, что реализация такого проекта будет способствовать приграничному сотрудничеству, экономическому развитию северных территорий. Ведь это не только новые рабочие места, но и поток туристов, а значит, и развитая инфраструктура по их обслуживанию.

Но и ускорить работу не просто. Проекта-то по сути дела никакого нет. Есть только идея, а это даже не декларация о намерениях.

Как сообщил Валерий Таличкин, рабочая группа создана уже. Утвержден ее состав - как с финской, так и с российской стороны. Дальше нужно совместно обсуждать: какие возможности есть у сторон, кто за что будет отвечать, каким будет механизм финансирования, что мы построим вдоль железнодорожной ветки, сколько и каких грузов пойдет в ту и другую сторону? Без экономического обоснования инвестиций дело с мертвой точки не сдвинется. Кроме того, надо обговорить и условия, которые могут выдвинуть стороны. Мы бы, например, хотели, чтобы параллельно с железнодорожной веткой шла реконструкция и автомобильной дороги Салла-Алакуртти. Если положить там асфальтовое покрытие, то эта дорога станет частью федеральной трассы Мурманск-Санкт-Петербург, стало быть, и ее финансирование будет федеральным.

Остается добавить, что в ходе переговоров финские коллеги согласились с доводами правительства Мурманской области. Они предложили в ближайшее время провести первое совместное заседание рабочей группы, детально обсудить возникающие вопросы и предметно заняться экономическим обоснованием будущего проекта.

Евгений Рукман, пресс-секретарь департамента экономического развития Мурманской области.