Всякое преобразование, реорганизация деятельности, конечно же, требуют больших усилий и редко когда проходят безболезненно. Думаю, непростой будет и передача атомного ледокольного флота из управления Мурманского морского пароходства в систему госкорпорации "Росатом". За это говорит и инспекционный визит на ФГУП "Атомфлот" руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константина Пуликовского.

- Наша задача - свести к минимуму возможные недоработки или нарушения в период преобразований на атомном флоте, которые могут повлиять на безопасность его эксплуатации, - предельно точно обозначил свою позицию Константин Борисович, открывая совещание руководителей, ответственных за деятельность атомфлота.

Как показал дальнейший обмен мнениями, в ходе которого о ситуации с передачей флота доложили директор ФГУП "Атомфлот" Василий Чирков и генеральный директор пароходства Александр Медведев, избежать просчетов в самой масштабной за всю историю его реорганизации можно лишь предельно обнажив болевые точки эксплуатации, ничего не скрывая перед высоким московским начальством. Ведь реорганизация - своеобразный редкий шанс для управленцев поднять и разрешить застарелые проблемы без риска получить взыскания или лишиться руководящего кресла. И им надо умело воспользоваться.

А проблемы ледокольно-технологического комплекса, действительно, серьезны. Едва ли не самая сложная из них - длительное хранение на базе флота радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. С 1997 года этот вид деятельности предприятия не субсидировался, в результате хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО), построенное еще в 1986 году с 5-летним сроком эксплуатации в тех параметрах, и сегодня эксплуатируется уже с превышением нормативов хранения. Проблему отчасти можно было бы решить путем оптимального компактирования отходов, но выведена в ремонт печь по сжиганию горючих ТРО, а пресс для их уплотнения приобретен только недавно. Вообще ситуация с развитием ремонтно-технологического предприятия довольно-таки парадоксальная: 45 лет на базе атомного флота не проводилось капитального ремонта, в то же время ее производственные мощности все эти годы довольно интенсивно наращивались, и сейчас продолжается их строительство. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на убыточность предприятия. И здесь, как ни крути, необходимо найти средства, чтобы ликвидировать долговое ярмо, иначе финансовая нестабильность, многие годы лихорадившая ремонтное предприятие, в дальнейшем скажется на устойчивости всего создаваемого сейчас ледокольно-технологического комплекса.

Нельзя сказать, что профильные министерства и ведомства устранились от проблемы, скажем так, оздоровляющего предприятие финансирования. "Росатом" заявляет, что выделит в текущем году дополнительные средства на производство необходимых работ. Минтранс тоже обещает деньги на содержание инфраструктуры, но в бюджете текущего года эти расходы не предусмотрены. А ведь недаром говорят: дорога ложка к обеду. Если обещания "растянутся" по времени, в самый ответственный и сложный момент передачи флота, когда и так хватит сложных вопросов, процесс реорганизации может просто забуксовать. И тогда потери и соответственно объемы финансовых средств на их погашение заметно вырастут.

Все это ясно должны осознавать обе стороны, задействованные в передаче - приемке атомного флота. И даже выше - на уровне российского правительства. Именно его вице-премьеру Сергею Иванову в ближайшее время будет докладывать о положении дел на атомфлоте Константин Пуликовский. Это хороший знак, что ситуация контролируется на столь высоком уровне. На одних обещаниях и добрых намерениях реорганизацию системы управления атомфлотом не провести. Нужны конкретные шаги, действия, причем, в самом ближайшем будущем, ведь полномочия Мурманского пароходства по договору доверительного управления этим флотом завершаются в августе текущего года.

Владимир БЛИНОВ