О том, что хлеб в России дорожает не по дням, а по часам, в последнее время говорится много. Шумят СМИ, выражают недовольство покупатели, магазины предупреждают, что очередное повышение не предел, глава Минсельхоза Алексей Гордеев пытается успокоить особо недовольных, обещая помочь зерном...

Но в этом бушующем многоголосье, по крайней мере в Мурманске, меньше всего слышны голоса тех, кто производит главный народный продукт. Может, им сказать нечего? Отнюдь! Накопилось так, что молчать дальше уже невтерпеж.

ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ

В огромном зале с высокими потолками много света и воздуха. Не утяжеляет, а как-то даже, наоборот, подчеркивает легкость пространства и производственная начинка - стройные линии современного хлебопекарного оборудования. А выплывающие по конвейеру золотистые глянцевые батоны и пышные румяные хлеба на лотках придают заводскому антуражу еще и праздничную нарядность. Как будто готовится пир на весь мир. Красиво!

С этим восклицанием я и вошла в кабинет директора ООО "Хлебный дом" (создано на базе ООО "Кольский Хлебный Дом") Василия Кладкового. Он же в ответ, озабоченно глядя на монитор компьютера, где скачкообразные диаграммы зафиксировали выручку от продаж и прочие показатели, откликнулся:

- А сюда посмотришь - картина другая...

Не сомневаюсь: то, что отражают цифры, радость у производителя вряд ли может вызывать. И вопрос сейчас на предприятии решается не из приятных. Хлебопеки вынуждены сами для себя признать, что дальше уже не в силах удерживать последний рубеж - цены на продукцию, поставляемую в ветеранские магазины.

- Мы не повышали их очень долго, - заметил Кладковый. - К примеру, "Дарницкий" до сих пор отпускаем по 8,50. Это для нас не просто в убыток. Сравните, для торговой сети с 17 марта отпускная цена на него 19,47. Разница в два с лишним раза! Мы теряем очень большие деньги. А ведь кроме ветеранских магазинов поставляем хлеб еще и в рамках городской социальной программы.

Напомним, что в Мурманске уже несколько лет действует муниципальная программа "Дешевый хлеб", направленная на социальную поддержку населения. В определенных магазинах города люди могут приобретать хлеб и батоны по фиксированным, более низким ценам, чем в остальной торговой сети. Действует же программа благодаря участию в ней трех ведущих мурманских производителей - "Хлебного дома", хлебозавода №1 и "Виктории".

Что же касается четырех магазинов, где производится обслуживание ветеранов и иных льготных категорий граждан, то их обеспечивает дешевой продукцией "Хлебный дом" в одном лице.

- Терпели до последнего. Но дальше невозможно! - не скрыл эмоций Василий Павлович. - И надеемся, что люди нас поймут.

КОМУ СКАЗАТЬ СПАСИБО

В общем-то, ситуация, мягко говоря, парадоксальная. Цены, не стесняясь, стремительно растут на все. И только хлебопекам приходится извиняться за каждую прибавленную копейку. Между тем, видя подорожавший главный продукт, "спасибо" нам надо говорить и поставщикам зерна, и мукомолам, и энергетикам, и еще целому ряду постаравшихся. В том числе и магазинам, накручивающим на заводскую цену свою наценку.

Чтобы не быть голословными, приведем статистику: из чего складывается себестоимость продукции "Хлебного дома" и как эти составляющие отражаются на издержках. На начало 2007-го тонна муки, к примеру, высшего сорта стоила 7800 рублей. Начав расти в июле прошлого года, цена достигла сегодня 13900 рублей. Электроэнергия обходится предприятию в этом году в полтора раза дороже, чем в прошлом. Аренда земли в минувшем году подскочила сразу с 90,5 тысячи рублей (в месяц) до 243,3.

Дорожает, как известно, и топливо. А заработная плата? Ее надо повышать, или на хлебопеков это не распространяется? К тому же в производство "Хлебный дом" вкладывает кредитные деньги, а банки на бедность не подают - процентные ставки у них будь здоров.

А теперь посмотрим, как изменились цены на продукцию самого хлебного предприятия. Возьмем те же "народные" сорта. Хлеб "Дарницкий" с 14 рублей 40 копеек (июль 2007-го) поднялся до 19,47 (март 2008-го). Батон "Нарезной", соответственно, был 14.40, стал 19.47. Отмечу, что это не одномоментный скачок, повышение шло постепенно. И приведенные отпускные цены - это те, что для "всех". В магазины же, торгующие по муниципальной программе "Дешевый хлеб", хлеб отпускается по 10.60.

Как видите, упрекнуть хлебозавод в необоснованном повышении цен не то что нельзя, но даже как-то неловко. По сравнению с темпами роста составляющих себестоимости он не переусердствовал точно.

А с тем же сырьем, грозятся поставщики, то ли еще будет!

- Обещают цены на муку еще больше, - говорит Василий Кладковый. - И объясняют вполне объективно - нехваткой зерна. Оно дорожает. Не только в России, в мире. Гордеев осенью говорил, что у нас все в порядке, еще и за границу продавать будем. А сейчас, когда коснулось ситуации в Приморье, где цена на хлеб взлетела очень резко, министр заявил, что этому региону зерном помочь можно. А остальным как быть? Очередной "виток" на муку - и куда нам деваться, как не повышать цену на свою продукцию?

БАНКРОТ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Не от хорошей жизни случилось с предприятием и то, что случилось. В начале года по городу поползли слухи, дескать, "Кольский Хлебный Дом" развалился. Не все ладно, если вдруг появилась компания с новым названием, хотя производитель вроде тот же...

А хлебопеки и не пытаются чего-то скрыть. Готовы пояснить открытым текстом, с чем связаны перемены. Да, действительно, ООО "Кольский Хлебный Дом" признан банкротом.

- К сожалению, затраты на реконструкцию помещения, модернизацию производства, катастрофический рост издержек и ряд других факторов привели к такому финансовому положению, что компания вынуждена была обратиться в суд с просьбой начать процедуру своего банкротства, - пояснил Кладковый. - Не все хорошо понимают суть такого шага. Но "Кольский Хлебный Дом" пошел на него добровольно. И суд уже вынес решение. Теперь у предприятия есть четыре с половиной года, в течение которых оно будет продолжать юридически существовать, рассчитываться по долгам и завершать свои дела. А производство переведено на новое предприятие - "Хлебный дом".

Преемник, подчеркнули хлебопеки, на вполне законных основаниях обзавелся тем же логотипом. Сохранил он и коллектив.

- Люди остались работать, мы никого не сократили. Штат даже чуть прибавился, - отметил Василий Павлович. - Все прошло планово, и никакого ажиотажа в коллективе не возникло. Сейчас понемногу повышаем зарплату, главным образом - пекарям и водителям.

В общем, новое ООО начало жизнь с чистого листа.

- "Хлебный дом" абсолютно независим, никому ничего не должен. Взял у "Кольского Хлебного Дома" что-то в аренду, что-то на ответственное хранение. Использует прежнее оборудование и выпускает тот же ассортимент. По сути, ни для работников, ни для потребителей ничего не изменилось, - подчеркнул директор.

Хлебопеки же много чего выиграли. Сохранили производство, не нарушив своих договорных обязательств, и при этом получили реальное время на расчеты с долгами.

ДОБРЫЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ

- Хлеб по сравнению с другими товарами и услугами дорожает очень медленно. Буханка, на мой взгляд, должна сегодня стоить 40 рублей. Это было бы справедливо и по отношению к предприятию, и по отношению к людям, которые на нем работают. Но мы понимаем и всех бабушек, и все население и поэтому терпим до последнего. Однако нас, хлебопекарные предприятия, почему-то постоянно пытаются пристыдить, урезонить, вроде мы наживаемся, - не скрыл обиды за всех хлебопеков Василий Кладковый.

А может, и впрямь, взгляд на действительную цену хлебу пора как-то менять? Менять в восприятии, в политике, в подходах к социальной помощи, к производителю, в конце концов?

- Ценами на хлеб размахивают, как красной тряпкой! - не стал смягчать выражения директор по связям с общественностью ООО "Хлебный дом" Георг Норман. - Не должен он стоить дешевле жевательной резинки! Совершенно справедливо, что нужно поддерживать малообеспеченные слои населения. Но кто поможет российской хлебной отрасли, в которой разразился кризис? Если в Приморье сейчас возник прецедент и федеральная власть намерена оказать региону помощь зерном, почему бы и мурманчанам не попросить такой помощи? Не об одном отдельном предприятии идет речь, а о решении проблемы для всей области.

Есть что сказать у хлебопеков и власти муниципальной.

- Почему в Кандалакше пошли по другому пути, не как в Мурманске? - задался вопросом Георг Норман. - Малообеспеченным гражданам выдавали талоны на покупку дешевого хлеба, но социальная помощь оказывалась не за счет бизнеса. Властям мало руководствоваться высокими материями, надо еще и уметь изыскивать собственные средства для адресной помощи. Быть социально ориентированной, но не за чужой счет. Пока же все происходит на уровне сознательности спонсоров. Да, я не стесняюсь сказать, что наша компания в числе других, по сути, является спонсором муниципальной программы. Но мы уже не в силах тянуть дальше.

Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Люда Яворская и Мария Барсукова.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Люда Яворская и Мария Барсукова.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Люда Яворская и Мария Барсукова.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом".
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом".
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Сергей Алькин.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Сергей Алькин.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Сергей Алькин.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Сергей Алькин.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Ира Афанасьева.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Ира Афанасьева.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Ира Афанасьева.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Ира Афанасьева.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Ира Афанасьева.
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Директор Василий Кладковой
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Директор Василий Кладковой
Фото: Ещенко С. П.
ООО "Хлебный дом". Директор Василий Кладковой
Татьяна РЯЗАНОВА