Два дня - 7 и 8 апреля - продолжался рабочий визит в Мурманск делегации представителей голландских бизнес-кругов под предводительством генерального консула Нидерландов Эдуарда Хукса. За это время успели гости из страны ветряков, каналов, сыра и открыть неделю голландского кино, и возложить венок к могиле своего соотечественника, моряка-конвойщика, похороненного на интернациональном кладбище.

Но главным пунктом программы, естественно, стала не культурно-церемониальная, а деловая часть - встречи с вице-губернатором, руководителем департамента экономразвития Валерием Таличкиным и с представителями мурманских предприятий и организаций в Северной торгово-промышленной палате.

И если в областном правительстве с привычной гордостью знакомили визитеров с нашими масштабными проектами - Штокман, мурманский транспортный узел, перспективы горно-добывающей промышленности - то в СТПП разговор шел уже более предметный, узконаправленный. Встреча была выстроена так, чтобы дать возможность сотрудникам голландских компаний (а среди них были специализирующиеся на ветроэнергетике, дноуглубительных работах, строительстве причалов) провести индивидуальные переговоры с российскими коллегами из "Норильского никеля", мурманского и кандалакшского портов, "Мурманскморстроя", завода "Нерпа". Голландцы этой возможностью активно пользовались.

Правда, голландцами многих из них назвать можно с большой натяжкой: фамилии Худин, Горянников, Веселов не очень-то иностранно звучат. Гражданин Нидерландов Александр Пуговкин, представляющий компанию "Энергоавиа и Оватсия", данный факт объясняет так:

- На каждом рынке целесообразно работать с тем, кто его знает или имеет предпосылки для того, чтобы быстро с ним познакомиться. Я, например, в России прожил 30 лет, получил здесь образование, мне эта страна дорога и понятна. Да и вообще, голландцы - люди, которые охотно едут за границу, уважают традиции и обычаи других стран и народов.

Впрочем бизнесменов из страны тюльпанов в Мурманск привел интерес не к нашей культуре, а стремление найти работу и прибыль.

Вице-президент СТПП Андрей Ильин:

- И Штокман, и мурманский транспортный узел будут жизнеспособны только при соответствующей инфраструктуре (а это до 30-40 процентов от цены проекта). Работы хватит всем - это и дороги, и энергетика, и жилье, и в первую голову, конечно, развитие стройиндустрии. Даже наши местные предприятия по производству продуктов питания сейчас расширяются - понимают, что сюда приедут тысячи рабочих, а их надо кормить.

Штокман - "пирог" такой величины, что если ты попал на этот проект даже в качестве самого маленького субподрядчика по совсем не главному направлению, "крошек" хватит на то, чтобы "питаться" - и совсем неплохо! - не один год и даже десяток лет.

Начальник отдела внешнеэкономических связей департамента экономразвития Евгений Алексеев:

- Основные работы по Штокману и транспортному узлу уже разворачиваются. Наши гости прекрасно понимают: пора подключаться, не успеешь сегодня - завтра уже будет поздно. Понятно, что представленные на сегодняшней встрече голландские компании по своей специализации подходят под наши основные проекты. Но присутствует и занятая в ветро- и биоэнергетике "Виндлайф Энерджи Б. В.", а у нас есть областная программа создания ветропарков на побережье.

Открывая встречу в СТПП генконсул Эдуарда Хукс пожелал собравшимся "перейти от контактов к контрактам". Удалось ли это голландцу Пуговкину?

- Встречи в Мурманске характерны таким обилием информации, что лично я немножко, если не растерян, то... Надо теперь много думать, чтобы от легкой эйфории перейти к конкретному плану действий. Думаю, за проекты, о которых сегодня так много говорили, будет большая конкурентная борьба. В частности, интересен транспортный проект "Норникеля" - как профессионально так и экономически - для многих, по крайней мере, для 2-3 очень сильных и грамотных игроков. Планы у вас грандиозные - говорю без всякой иронии. И они вполне обоснованы и выполнимы возможностями финансирования - деньги в стране есть. Остальное - дело техники.

Еще один участник встречи в СТПП - Карл Гофман - может, без преувеличения, претендовать на звание символа современной Европы. Судите сами: эстонец с немецкой фамилией и российским паспортом, он работает в Санкт-Петербурге представителем голландского порта Роттердам по России и странам Балтии.

Порт Роттердама 41 год держал вымпел самого крупного порта в мире, но три года назад его обскакали Шанхай и Сингапур. Правда, и будучи третьим, Роттердам впечатляет цифрами достижений: 406 миллионов тонн общего грузооборота, основной угольный порт Европы (28 миллионов тонн перевалки в прошлом году). На территории порта 5 очень больших нефтеперерабатывающих заводов, а еще 5 запитываются по трубопроводам, вместе они "кушают" 100 миллионов тонн сырой нефти в год. Поэтому Карлу Гофману и его работодателям небезразлично, каким маршрутом пойдут нефть и газ российской Арктики. Да и сейчас половина товаров из Мурманского порта экспортируется через Роттердам. Так что же, господин Гофман приехал в Мурманск, говоря языком военной дипломатии, "демонстрировать флаг"?

- Да, одна из моих задач как представителя, махать флагом порта Роттердам. Для моих голландских коллег я эксперт по портовым проектам в России, отсюда мой интерес к тому, что происходит в Мурманске.

А согласитесь, приятно, что иностранцы едут теперь к нам в поисках многомиллионных контрактов, а не с гуманитаркой, как 20 лет назад. Значит, что-то меняется?

Петр БОЛЫЧЕВ