В течение одного из ближайших месяцев планируется проведение пробного контейнерного рейса по маршруту Амстердам - Абердин - Тромсе (или Киркенес) - Мурманск - Архангельск. Организовать его берется Северный морской коридор, организация Европейского Союза, озадаченная налаживанием регулярных морских перевозок между гаванями Европы, а также на Севере в связи с нарастающим освоением в Арктике месторождений углеводородов.

Цена и время

Обсуждению концепции пробного контейнерного рейса, а точнее - доставки контейнеров "от двери к двери" посвятили - наряду с другими темами - свою рабочую встречу участники проекта Севморкоридора 9-10 апреля в Архангельске.

Более 50 руководителей и специалистов государственных органов, портов, судовых компаний, инфраструктурных организаций из Норвегии, Нидерландов, Шотландии, России собрались под председательством Улафа Хауге, руководителя проекта Севморкоридора.

Несложно организовать сам рейс контейнеровоза из Западной Европы на Север. Плавания по этому маршруту практикуются, как известно, со времен Ивана Грозного. Однако речь идет о целом комплексе мер по доставке груза в контейнерах от двери грузоотправителя - где-нибудь, скажем, в Голландии, Англии, - и до двери грузополучателя - компании, находящейся в глубине Норвегии либо России. Такой комплекс предполагает слаженные действия большой цепи участников перевозки. Ибо прежде требуются усилия компаний, взявших на себя труд отыскать желающих переправить груз из точки "А" на географической карте в точку "Б" и организовать такую перевозку. Она должна включать в себя согласованные действия разных иных компаний: автомобильных, железнодорожных, стивидорных, судоходных, буксирных (а порой и ледокольных), лоцманских, агентских, страховых, а также - таможеных, пограничных, портовых и других служб. Нечеткое, несвоевременной срабатывание какого-то одного из звеньев единой цепи влечет за собой срыв всей операции своевременного получения груза, а следовательно - экономический ущерб, порой весьма значительный, для тех, кто доверил свой груз для его доставки. Не случайно подчеркивалось на рабочей встрече, что при организации подобной доставки грузов все решают время и цена. Мировое сообщество вовлечено в глобальный рынок и поэтому неразрывно связано многочисленными транспортными путями и на суше, и на море. А конкурентоспособность каждого из путей как раз зависит от времени доставки груза и цены этой услуги.

Дороже - значит дешевле

Что касется времени, то здесь все ясно: требуется четкость в согласованности всех звеньев транспортной цепи. Такой опыт наработан на Западе, начинают использовать его в своей работе и российские компании и службы. Резервы у нас здесь немалые. Скажем, генеральный менеджер норвежского порта Киркенес Оддгейр Даниэлсен рассказал на встрече о том, что в его порту время оформления прихода любого судна занимает не более часа. После чего сразу начинается выгрузка. Замечу, большая часть приходящих в этот порт судов - российские траулеры. И что самое для нас удивительное - полномочия всех служб, которые обычно задействованы в этой процедуре, длящейся в российских портах часами, в Киркенесе переданы одному человеку - судовому агенту. Как пояснил руководитель порта, все основано на доверии. Правда, бывают там и полномасштабные (контрольные) инспекции при оформлении прихода, но - чрезвычайно редко.

Что касается нестабильности в действиях партнеров по транспортной цепочке, каких-то срывов, то такое случается, обычно, когда дело касается небольших компаний, - отметили на встрече. Следовательно, лучше иметь дело со значительными, имеющими большой опыт работы организациями, даже если их услуги дороже. В конечном итоге избежите неожиданных убытков от невыполнения контракта.

Почему Севморкоридор, структрура ЕС,. заботится о том, чтобы обеспечить грузами наши северный порты? Это стремление советник министра регионального развития Норвегии Тур Эгель Линдберг объяснил желанием сообщества обеспечить неразрывную связь инфраструктурного и социального развития стран участников проекта Севморкоридора. Другими словами, развитие перевозок дает регионам рост в экономической, а, следовательно, и в социальной сферах, то есть, ведет к улучшению жизни населения.

И зарубежные, и российские участники обсуждения выразили готовность принять участие каждый на своем месте в пробном контейнерном рейсе. При этом представитель порта Амстердам обязался освободить экспериментальное судно от портовых сборов, а также поспособствовать в поиске груза, а главный менеджер порта Киркенес обещал сократить время оформления прихода судна до получаса.

А кто заплатит?

Владимир Михайличенко, исполнительный директор некоммерческого партнерства по использованию Северного морского пути, президентом которого является Артур Чилингаров, обратил внимание присутствующих на необходимость найти желающих финансировать опытный контейнерный рейс с учетом всех его рисков. Он вспомнил подобные пробные рейсы, когда был руководителем администрации Севморпути. Один из них - по перевозке газоконденсата c Ямала и Обской губы в Роттердам двумя танкерами - финским и российским, в котором активное участие принимали ледоколы Мурманского морского пароходства. Эксперимент финансировал Европейский Союз. Другой опытный грузовой рейс - теплохода "Кандалакша" ММП из Японии по трассе Севморпути до Киркенеса - финансировал японский фонд "Ship & Ocean". Поэтому должен быть кто-то, убеждал Владимир Владимирович, кто был бы заинтересован в проведении пробного рейса, который может оказаться и не прибыльным. Правда, на основе научного отчета о ходе эксперимента будут разработаны и заложены основы для последующих, уже экономически эффективных контейнерных рейсов.

После окончания встречи я поинтересовался у Владимира Михайличенко, почему организацией контейнерной линии занимается не порт, не пароходство и ни какой-то грузовладелец, а Севморкоридор. Он пояснил, что эта структура как раз и объединяет порты, пароходства, грузовладельцев и всех заинтересованных представителей, являясь, кстати, партнером и объединения пользвателей Севморпути, которое также создано было в свое время для схожих целей. Вначале учредителями этого российского объединения были 15 организаций, связанных с деятельности на Севморпути, теперь их 32.

* Главное было - объединить людей, - считает мой собеседник, - а затем уже думать о том, какую форму управления Северным морским путем найти и применить. Что касается Севморкоридора, то он оперирует морскими перевозками в Северном море, а теперь распространяет свою деятельность и на организацию рейсов на Севере вплоть до Карского моря. Далее начинается Севморпуть. И, вероятно, следующим шагом будет объединить их морской коридор с российским арктическим, на наших, конечно, условиях. Сейчас их основная задача - это прежде всего обеспечение безопасной эффективной перевозки нефтепродуктов в арктических условиях. Для этого Севморкоридор и был создан. Теперь он расширяет свою деятельность. Одна из нынешних его задач - добиться того, чтобы с рельсов груз переходил на море, перевозка которым проще и дешевле. То дело, которым занимаются в Севморкоридоре - очень полезное и нужное, и прежде всего для российских портов, таких как Архангельск и Мурманск.

Игорь ЧЕСНОКОВ, Архангельск