О развитии транспортной инфраструктуры в Баренцевом регионе говорили представители стран этого самого региона, собравшиеся на конференцию в Мурманске. Вчера в деловом центре "Мередиан" с приветствиями к участникам обратились первый заместитель губернатора области Александр Макаров и замдиректора департамента международного сотрудничества Минтранса Михаил Маслов.

Саму конференцию можно условно разделить на две тематические части. Первая посвящалась вопросам развития Мурманского транспортного узла, во второй речь шла о транспортных связях с Мурманским портом других стран Баренцева Евроарктического региона.

С докладом об инвестиционных преимуществах особых экономических зон (ОЭЗ) портового типа выступил представитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Магомед Самедов. Он подробно ознакомил собравшихся с особенностями создания и функционирования таких зон, сообщил, что 6 мая будет производиться вскрытие конвертов с заявками на создание новых, после чего комиссия рассмотрит каждую из них. Среди претендентов - и Мурманская область. Решение правительства о создании ОЭЗ следует ожидать в июне.

Общую картину развития транспортной системы нашего региона дал первый замруководителя областного департамента экономического развития Сергей Леус. Он отметил важность транспортной составляющей в экономике области, поскольку на ее долю приходится 11 процентов валового регионального продукта. По его мнению, значение Мурманского порта особенно велико, если принять во внимание, что среди 50 крупнейших глубоководных портов мира нет ни одного российского.

Начальник управления автомагистрали "Санкт-Петербург - Мурманск" Валентин Васьков констатировал, что в настоящее время из 537 километров федеральной автодороги, проходящей по Мурманской области, до 70 процентов не соответствуют современным требованиям. Он проинформировал участников конференции о планах ремонта автомагистрали, в соответствие с которыми она будет приведена "в нормативное состояние" к 2011 году.

О перспективах развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к Мурманскому узлу говорил замначальника департамента ОАО "РЖД" Сергей Постников. Основным мероприятием ближайшего времени он назвал строительство линии Выходной - Лавна и создание условий для функционирования порта на западном берегу Кольского залива. Как прозвучало, эта стройка должна стать объектом совместного участия как федерального бюджета, так и заинтересованных частных инвесторов.

Много внимания в своем докладе Постников уделил повышению пропускной способности Октябрьской железной дороги. Сейчас проблему составляют оставшиеся еще однопутные участки на дистанции от Волховстроя до Мурманска, малая длина путей на некоторых станциях, устаревшие техническое оснащение и автоматика. В планах "РЖД" - строительство вторых путей: 78 километров к 2010 году, еще 250 - к 2015-му.

О развитии портовой инфраструктуры и транспортных связей с Мурманским портом других стран Баренцева региона высказывались представитель министерства транспорта и коммуникаций Норвегии Къель Росанофф, докладчики от норвежского министерства рыболовства и прибрежных связей, Беренцева секретариата, а также российского Федерального агентства морского и речного транспорта и Мурманского морского пароходства.

Подводя итоги конференции, руководитель областного департамента промышленности и транспорта Петр Принц сказал, что значение подобных встреч велико, поскольку соседи должны встречаться, обмениваться планами, побольше узнавать друг о друге. Говоря о конкретных планах, он отметил: норвежский проект "Северный морской коридор" может стать не конкурентом, а дополнением российскому Северному морскому пути.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ