В Мурманске никогда не было управляющих организаций, которые несли бы полную ответственность за качество коммунальных услуг. Привычные нам ЖЭУ были всего лишь подрядчиками. О результатах их работы мы все прекрасно знаем. С 1 мая в городе появятся исполнители коммунальных услуг. Это требование законодательства. Ими станут в зависимости от желания жильцов каждого дома либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо ЖСК. Они будут заключать договоры с жильцами с одной стороны и с поставщиками коммунальных ресурсов - воды, газа, электроэнергии, тепла - с другой. Поэтому именно они будут присылать квитанции об оплате коммунальных услуг и отвечать перед жильцами за их качество и количество.

Кто больше всех заинтересован в грядущих нововведениях, а кто, возможно, окажется в затруднительной ситуации? Или это тот редкий случай, когда в выигрыше будут все участники цепочки "ресурсоснабжающая организация - исполнитель услуг - потребитель"? Поскольку появление управляющих организаций и изменения в системе оплаты электроэнергии совпадают во времени и взаимосвязаны, эти вопросы корреспондент "Вестника" адресовал первому заместителю генерального директора ООО "Коларегионэнергосбыт" ("КРЭС") Любови Корчагиной.

СТАРЫЕ СЕТИ – БОЛЬШИЕ РАСХОДЫ

- На самом деле майские новшества вряд ли осуществятся именно в мае. Город к этому пока еще не готов. Но через некоторое время, когда закончатся конкурсы управляющих компаний, мурманчане начнут замечать перемены. Конечно, в первую очередь в них заинтересована сетевая компания, на плечи которой до сих пор ложились все убытки от потери электроэнергии - и неплатежи, и забор электричества в обход счетчика, и несанкционированные подключения, и манипуляции с квартирными счетчиками, и потери в сети. Так быть не должно. В новом законодательстве эта ситуация исправлена.

Что такое неплатежи и "скручивание" счетчика, нам объяснять не надо. Но о каких потерях идет речь?

- Даже если у вас по физике была "тройка", вам наверняка знакомо понятие сопротивления. Так вот, чем больше энергопотребление, тем больше потери в сети из-за сопротивления. Убытки от потерь, которые возникают на участке организации, она берет на себя. Но почему она должна брать на себя и потери в сетях, принадлежащих домам? Сегодня из-за огромного количества бытовой техники в квартирах объем потребления резко увеличился. Старые сети на этот объем не рассчитаны. Предполагается, что жильцы, задумавшись о том, почему у них большие потери, займутся состоянием своих сетей. Ведь оно зависит от качества кабеля, величины его сечения, количества скруток. Чем лучше состояние сетей, тем меньше сопротивление, тем меньше потери, тем ниже оплата. Когда в квартире много техники - электроподогрев полов, электрорадиаторы, дополнительная подсветка и прочее - общий объем энергопотребления растет. А значит, растут общие потери. Поэтому формула, по которой будет рассчитываться объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, учитывает количество внутриквартирного потребления. Раньше людям говорили: "Есть вы или нет, лифт работает, и лампочки горят, так что будьте добры, платите". Теперь если вы уезжаете, и в квартире никто не живет, вам не придется оплачивать электричество, израсходованное на общедомовые нужды.

СЧЕТЧИК ВЫГОДЕН ЖИЛЬЦАМ

Итак, мы поняли, что чем меньше потери во внутридомовых сетях, тем меньше потери в наших кошельках. Но как рассчитать все это, если нет общедомового прибора учета?

- Лучше все-таки его приобрести, - советует заместитель генерального директора по сбыту ООО "КРЭС" Елена Присяжнюк. - Потому что в таком случае при расчетах будет использован норматив, а не показания прибора. В эту цифру закладывается абсолютно все: и потребление, и потери, и неплательщики... Словом, оплата по нормативу не бывает выгоднее, чем оплата "по факту". Еще один очень важный аспект. Если жильцы не захотят ставить общедомовой прибор учета электроэнергии и будут платить по нормативу, они никогда не смогут узнать, каково состояние сетей в их доме, кто сколько потребляет, насколько это соотносится с общей суммой, ворует кто-нибудь энергию или нет. То есть не только лишат себя возможности экономить, но будут платить еще и "за того парня". Как видите, счетчик выгоден в первую очередь самим жильцам. Что касается стоимости прибора учета, она не превышает 12 тысяч. Для стоквартирного дома это чуть больше 100 рублей с квартиры.

Однако те, кто в скором времени будут именоваться исполнителями коммунальных услуг, смотрят на проблему установки счетчиков с несколько иной стороны.

- Как всегда, все упирается в деньги, - делится своими размышлениями главный энергетик ООО "Управляющие компании № 1,2,3" Владимир Евдокимов. - Надо изыскивать средства на закупку и установку приборов. Горэлектросеть обещала их установить и сделает это, но платить-то ей будем мы. И только потом жильцы отдадут эти деньги нам. Еще одна проблема - учетно-расчетная служба. У нас в штате таких специалистов нет. Их надо набирать и платить им зарплату. Снова деньги, и немалые. А ведь управляющая компания, в отличие от Горэлектросети (ГЭС), должна рассчитываться с энергоснабжающей по той же цене за киловатт, которую платит потребитель, не больше.

Серьезные вопросы возникают и у председателей ЖСК и ТСЖ.

- Стоимость установки счетчиков ГЭС начнет взимать со следующего года. И получится, что если сейчас поставить приборы, то жильцы заплатят и сегодня, и завтра еще раз Горэлектросети. Вряд ли им понравится такая экономия наоборот. Поэтому пока мы воздерживаемся от подписания договоров на оказание услуг, - заявляет заместитель председателя НП "Паритет" Людмила Шибаева, в управлении которой находится семь домов.

Еще одна сложность, возникающая у управляющих организаций, - необходимость переделывать компьютерную программу изготовления квитанций. Это серьезная работа, которая требует весьма ощутимых материальных затрат. Обычно ее составляют в начале года, когда меняются тарифы. Получается, что на сей раз менять программу квитанций придется еще и в середине года. На собственников жилья и управляющие компании опять ложатся лишние расходы. Руководство КРЭС предлагает всем УК, ЖСК и ТСЖ такой выход: на первых порах за приемлемую плату компания-производитель будет продолжать выпускать квитанции, но от имени исполнителей. На квитанции будет написано не ООО "КРЭС", как сейчас, а название управляющей компании, ТСЖ или ЖСК.

КАК ВЫЧИСЛИТЬ ВОРА?

Новая система расчета за электроэнергию, исходя из показаний общедомовых счетчиков, очень тревожит жителей домов, первые этажи или подвалы которых заняты торговыми центрами, магазинами. Такие объекты потребляют большое количество электроэнергии. И хозяева далеко не всех из них добросовестно платят за нее. Способов обмана море, мы не будем сейчас на них останавливаться. Упомянем лишь один признак: если контролеров не подпускают к счетчику под предлогом того, что "это частная собственность, а хозяев нет", - можете практически не сомневаться, здесь дело нечисто. Так кто же будет платить за украденное электричество?

В этой ситуации (да и в других, какие ни возьми) в более выигрышном положении оказываются жильцы, организовавшие ТСЖ (ЖСК). В объединениях собственников жилья подобными вопросами занимаются правление и председатель по поручению общего собрания.

- Доказать недобросовестность собственников или арендаторов подвалов, цокольных этажей можно, и довольно просто, - считает Людмила Шибаева. - На границе разбора нужно поставить дополнительный электросчетчик. - Сети принадлежат собственникам дома, и они должны видеть, кто сколько электричества берет. В случае необходимости арендатора можно "отрубить" от общей сети.

- Арендаторы должны быть отделены от общедомового счетчика. Но если у жильцов есть подозрения, что кто-то подключился к внутридомовым сетям, они имеют право обратиться в управляющую компанию и уточнить, есть ли у него необходимые разрешительные документы. Дело в том, что пока предприниматель не выполнит все требования контролирующих организаций, он не сможет начать работу. Так что чаще всего, если кто-то и ворует электричество, то не у жильцов, а у поставщика.

Руководитель службы маркетинга корпоративного управления КРЭС Татьяна Иванова менее оптимистична в том, что касается честности арендаторов:

- Да, у магазинов индивидуальные счетчики. Но нередко энергоемкое оборудование подключают к общедомовым сетям, минуя свой прибор учета. В результате общедомовое потребление растет. И если жильцам не все равно, сколько они платят и за что, они обязательно обратятся в свою управляющую компанию с требованием проверить, кто к чему подключен. Естественно, это требование должно исходить не от одного жильца. Вот тогда и выявляется воровство. В этом - суть реформы: чтобы коммунальное хозяйство стало эффективным, жильцы должны научиться организованно отстаивать свои интересы.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА МОРЯКА?

Что же получается: управляющая организация должна рассчитаться с ресурсоснабжающей по показаниям общедомового счетчика. И только потом эти деньги должны быть собраны с жильцов. А как же неплательщики? Кто за них будет расплачиваться? Все остальные жильцы?

Неплательщики - это одна из самых серьезных и трудноразрешимых проблем сегодняшнего ЖКХ. И не только в Мурманске. Способы ее преодоления различаются в зависимости формы управления домом.

- Как решить вопрос оплаты, если люди являются собственниками, но в доме не проживают? А моряки, которые уходят на несколько месяцев? Где я возьму деньги, чтобы заплатить за всех? Поэтому на вопрос, что мне как управляющей домами даст общедомовой электросчетчик, отвечу: кроме разорения, - ничего! - считает Людмила Шибаева. - Появится большая проблема: найти деньги, чтобы оплатить счета должников по свету. Вместо того чтобы искать решение проблемы неплатежей, у нас в стране ищут шею, на которую можно переложить эту ответственность. И нашли. В данном случае свою шею подставят ТСЖ, ЖСК и управляющие компании.

- Жильцы могут не волноваться: чужие неплатежи не будут распределяться между ними. Все долги будет оплачивать управляющая компания, - утверждает Владимир Евдокимов. - А вот что потом? У нас нет никаких механизмов воздействия на неплательщиков. Значит, что называется, нашли крайнего. Чтобы читатели могли лучше представить себе масштаб проблемы, приведу такой пример. Управляющая компания № 1 обслуживает 77 домов в Октябрьском округе. Почти половина их жителей являются неплательщиками. Кто-то задерживает квартплату, кто-то и вовсе не платит. А МРИВЦ возвращает нам только те деньги, которые принесли ему жильцы. Но мы-то должны рассчитываться с поставщиками ресурсов по полной программе. Значит, чем больше неплательщиков, тем меньше у нас останется средств на оказание других услуг. Пока решение этой задачи не найдено.

В общем, все, кто высказал свою точку зрения в этой публикации, были едины в одном: новая система оказания коммунальных услуг населению и расчета за них в принципе логична, эффективна и в конечном итоге выгодна. Если бы не одно "но" - необязательность многих жильцов в оплате коммунальных услуг.

Но, несмотря на очевидную неэффективность муниципального управления жилкомхозом, подавляющее большинство наших сограждан до сих пор видит именно в государстве спасителя от коммунальных бед и напастей. Поэтому, думается, реформа начнет работать лишь тогда, когда люди поймут: в сложившейся ситуации отступать некуда. Дело не в наличии или отсутствии счетчика и т. п. Дело в активности нас с вами, жильцов. Активности, которая близка к нулю. Собственники жилья, чтобы не только называться, но и стать ими, должны объединяться, изучать свои обязанности и права и не лениться защищать их.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ